Drive your career as React Developer with Symphony Solutions!
×Закрыть

#ITeaTalks: Петр Бондаревский (VOX) о создании, возможно, лучшего в мире музыкального плеера

#ITeaTalks — это разговор двух айтишников и фанатов своего дела за чашкой чая. Автор и ведущий — Alex Grechanowski, marketing expert and consultant.

«Следующие 5 лет будут прорывом для украинского ИТ»

Досье: Петр Бондаревский, управляющий партнер Internet Investments Group, сооснователь Coppertino, Inc, которая занимается разработкой VOX — популярного аудиоплеера для MacOS. Стартап получил инвестиции от AVentures Capital, TA Venture, а также от основателя Ciklum Торбена Майгаарда. В 2006 Петр окончил Киево-Могилянскую Академию по специальности «Социология». Живет и работает в Сан-Франциско, США.

Часть 1. VOX

В июне 2014 года на AIN.ua вышло исследование Евгения Сысоева «Топ-100 украинских стартапов и продуктовых компаний», в котором он сказал: «В 2014 году мы верим в прорыв аудиоплеера VOX, который очень успешно вышел на Mac OS, и Coppertino готовит запуск плеера на мобильных устройствах iOS и Android». Случился ли прорыв в этом году?
Мы планируем большой релиз в этом году. Его фундаментом станет феноменальная популярность VOX для OS X. С первого часа после запуска VOX стал самым загружаемым плеером, и следующие 12 месяцев оставался #1 по популярности среди музыкальных плееров в Mac App Store.

В 2013 Coppertino привлекла $400,000 инвестиций от AVentures Capital. На что были потрачены эти средства?
На маркетинг, PR, рост, привлечение партнеров.

А помимо финансирования как инвесторы — у вас их три — помогает в развитии?
Да, это тот случай, когда наши инвесторы — одновременно и менторы, и бизнес-девелопмент.

Когда будут приложения VOX в магазинах?
В AppStore — уже этой осенью, Google Play — в 2015 году.

В американском MacStore у вас отлиный рейтинг: 4,5. AppAnnie показывает хорошую динамику по US-Overall и Европе. Правда, что у вас уже более 30% рынка? Можешь озвучить актуальную статистику на сегодня?
За год мы получили более 600k загрузок. Это большой успех для Мас, где аудитория меньше, но более профессиональная и платежеспособная. До 72% это развитые рынки: США, Канада, Япония, Германия, Франция, Великобритания.

Впечатляет! Как вы строили маркетинг и что именно сработало у вас? Нашли какие-то growth hacking решения или больше используете рекламу?
Мы сосредоточились на том, чего хотят наши пользователи. Не пытались применять типичные методы продвижения, а искали способы найти контакт с аудиторией и построить 'комьюнити'. Это нам удалось.

Сколько у вас ушло времени на построение сообщества? Насколько оно помогает вам развивать продукт — новый фунцкионал, например?
На построение сообщества ушло много времени и усилий. Залогом успеха на запуске стало то, что про нас написали практически все медиа, покрывающие Apple и Mac.

С какими музыкальными сервисами вы интегрированы? Это сотрудничество — часть роста в доле рынка?
SoundCloud стал первым сервисом, с которым мы интегрировались. Выбор не случаен, так как SoundCloud — это сообщество независимых музыкантов. То, что есть на SoundCloud, зачастую больше нигде не найти. И мы стали первым музыкальным плеером в мире, который проигрывает по сети HD & Lossless звук с SoundCloud.

Правда, что вы рассматриваете возможность индивидуальной работы с музыкантами? В каком виде?
Музыкантов и нас объединяет одна миссия: научить пользователей слушать музыку в высоком качестве. Артисты и продюсеры на мастеринге тратят дни, чтобы все звучало идеально, но когда все превращается в MP3, то оказывается, что все усилия тщетны, и мало кто оценивает их титанический труд.

Какая у VOX модель монетизации? Какие у вас есть in-app purchases?
VOX — бесплатный плеер, и останется таким. Изучая потребности наших пользователей, мы будем запускать сервисы, интегрированные в плеер. Один из таких сервисов — VOX Cloud — идет в релиз в ноябре.

Расскажи про ваш новый продукт VOX Cloud.
VOX Cloud стал результатом серьезного изучения потребностей наших пользователей и рынка. Это первое в мире безлимитное персональное хранилище музыки. Мы строим серьезного конкурента iTunes Match, Amazon Music, Google Music — файлы, загруженые в эти облака, видоизменяются: загрузил lossless — на выходе получил lossy mp3. Главное отличие VOX Cloud — хранение оригиналов файлов. Если вы — аудиофил, и у вас 500ГБ музыки в FLAC или HD-формате локально — это для вас. Специально для проекта мы строим свою распределенную систему хранения данных с видоизмененной серверной файловой системой. Сейчас в процессе патент для наших решений.

Какие рынки наиболее привлекательны?
Сейчас мы сосредоточились на трех рынках, где у нас есть быстрый рост: США, Япония, Германия.

VOX — это не только плеер, это экосистема для аудиофилов. Кто сегодня ваши конкуренты и каких изменений в индустрии ты ожидаешь в ближайшие год-два?

Рынок идет к HD & lossless. Наша миссия — принести аудио высокого качества на массовый рынок, дать пользователям доступ к такой музыке, показать преимущества, сделать прорыв на рынке музыки. В Японии сейчас бум HD audio, а это значит, что через 2 года то же произойдет во всем мире.

Кстати, вы не планируете сменить имя? Ведь «VOX» — довольно таки распространенное название? Или наследие Алессио Нонни само по себе многого стоит?
Сейчас есть намного более важные задачи. Наши пользователи разделяют наши ценности, с таким кредитом доверия название не играет ключевую роль.

Для меня не понятен медленный рост, а иногда и умирание некоторых игроков рынка. Можешь объяснить, с чем связано то, что, например, VLC на Андроиде долгое время находится в бете, а WinAmp, как и Foobar2000, так и не вышли на Маке? Это какие-то технологические проблемы, или людей устраивают мейнстрим-решения типа iTunes, с которыми трудно конкурировать? Хотя iTunes — это часто «вынос мозга» даже для опытных пользователей. Нужна простота a-la old school Winamp.
Всё еще только начинается, и подводить итоги рано. Apple изменила структуру рынка музыки в прошлом десятилетии. Жесткие носители были заменены на онлайн-продажу музыкальных файлов. Это был серьезный удар по логистике музыки. Это был стресс для индустрии. В этом десятилетии Apple сама потеряла лидерство, уступив первенство стримингу и с опозданием 'заскочив' в эту нишу. Это был серьезный удар по доступности. Сейчас рынок опять рефрагментируется, и причина в том, что теперь пользователи хотят больше качества.

В будущем VOX — это реальная альтернатива iTunes, тот самый WinAmp на Маке?
VOX — уже реальная альтернатива iTunes, и в его пользу говорит популярность. В будущем VOX — это бренд, воплощающий качественную музыку во всех ее проявлениях.

Часть 2. Стартап-сообщество

18 сентября в Сан-Франциско прошла конференция U.T.Gem, на которой ты выступал. В каком состоянии, на твой взгляд, сейчас находится наша стартап-тусовка? Насколько я понимаю, она на подъеме с такими звездами как вы, Petcube, iblazr, Settle, rollApp...
За последнее время часто слышал от американцев, которые даже не знали, откуда я: «Украина в Европе — это как Силиконовая долина в США», «Украина — лидер восточноевропейского, да и всего европейского ИТ-рынка по темпам роста».

Сегодня создалась критическая масса инноваций, людей, компаний, готовых двигаться на глобальные рынки не во втором эшелоне, а лидировать, обгонять конкурентов из США. Следующие 5 лет будут прорывом для украинского ИТ.

Как тебе U.T.Gem? Насколько подобные мероприятия помогают в бизнесе?
Возможность общаться с новыми людьми — это самое ценное в любом событии. Обмен опытом, знаниями — вот что делает любую конференцию ценной. Более половины новых идей для бизнеса, знакомств, которые потом превратились в партнерство, мы получили на подобных событиях. Выступление на U.T. Gem привлекло к нам новых партнеров и еще больше интереса к проекту VOX.

«Сегодня создалась критическая масса инноваций, людей, компаний, готовых двигаться на глобальные рынки не во втором эшелоне, а лидировать, обгонять конкурентов из США»

Насколько я знаю, в Долине отношение к украинским командам самое позитивное. Случается ли у вас ситуация, когда инвестор «бегает» за стартапом? Если да, то много ли в Украине команд, способных развить стартап-индустрию, соразмерную с аутсорсингом?
Стартап-индустрия — это скорее сочетание противоречий. Есть ли в Украине успешные проекты? Да. Не очень много, но достаточно. Бегают ли за ними инвесторы? Да, бегают. Как за любым успешным проектом. Будут ли успешные проекты в будущем конкурировать по валовому облагаемому в Украине доходу? Нет! Почему? Потому что любой успешный глобальный проект едет в Долину, ведь там весь бизнес, он там создает рабочие места, и максимум, что может быть — аутсорсинг-офис в Киеве на 100-200 человек.

Тот же аутсорсинг, только сами для себя. Чтобы это изменить, на мой взгляд, понадобится 10-15 лет, изменение украинского законодательства с сильной либерализацией регулирования ИТ бизнеса. Нужно, чтобы выросло поколение предпринимателей с малой гуманитарной, маркетинговой и финансовой экспертизой, и тогда то, что ищут в Штатах, возможно, найдут тут, и валовые доходы стартапов будут налогооблагаться в Украине.

Как ты относишься к новому проекту Ciklum — Incubator for Ukrainian startups?
Здорово, что Торбен Майгаард первым стал уделять такое внимание украинскому стартап-сообществу. Целиком поддерживаю!

Часть 3. Команда

В 2011 Алессио Нонни уже полностью передал VOX вам в Coppertino, правильно? Смотрю — у вас на сайте и на странице компании в LinkedIn всего два разработчика. Не мало ли это для компании?
В команде 13 человек. Давно не обновляли LinkedIn.

Иван Абламский и Петр Бондаревский, VOX: «У нас команда людей, которые верят и очень любят то, что делают».

Как у вас выстраивается процесс разработки, какие технологии и методологии используете?
Agile, Scrum и другие инструменты линейного управления командой мы не используем. В небольшой команде, где все участники общаются каждый день, это скорее замедляет процесс.

У каждого продукта есть product owner, который следит за целостностью, стратегией развития своего продукта. Под продуктом имеется в виду сайт, приложение под Мас, под iOS и т.п. Все остальное — по желанию владельца. За годы эта схема оказалась самой эффективной.

Как быстро вы смогли изучить нишу и разобраться, что нужно вашей целевой аудитории?
Изучение интересов пользователей — бесконечный процесс. Мы постоянно стараемся сделать продукт лучше.

Один из создателей легендарного проигрывателя Winamp Дмитрий Болдырев у вас в Advisory Board. Как он помогает VOX?
Дима помогает со стратегическим развитием продукта в долгосрочной перспективе. Результаты его влияния на проект станут явны конечным пользователям только через 2-3 года. Дима — очень необычный, гениальный человек. Знает много потрясающих людей. Детальнее пока не могу сказать.

Слышал, что у вас есть звуковая лаборатория? Какого качества воспроизведения звука VOX плеером удалось достигнуть?
Лабораторией пока это назвать рано, это скорее комната с профессиональным и пользовательским оборудованием, где мы тестируем звуковой движок VOX. Покупаем новые устройства каждый месяц: multichannel 5.1, hd audio, работа с отправкой звука через AirPlay и многое другое — все приходится тестировать.

У вас команда звезд или команда-звезда?
У нас команда людей, которые верят и очень любят то, что делают!

Как ты относишься к удаленной работе, или хотя бы к частичной удаленке, скажем, по пятницам? Есть шансы у распределенной команды добиться успеха?
Все зависит от проекта, продукта, характеров и организованности участников. Знаю массу примеров как успеха удаленной работы, так и провалов. Важно не место и расстояние, а объединение команды вокруг идеи, веры в эту идею и цель, доверие между собой. Если эти критерии соблюдены — формат уже роли не играет.

Полностью поддерживаю! А как ты считаешь, что главное в стартапе — команда, процессы, экпертиза, умение привлекать или зарабатывать деньги?..
Как я ответил ранее, команда — это люди, объединенные одной целью, ценностями. Это единение должен обеспечить лидер — не обязательно тот же человек, который придумал продукт или увидел возможность.

Сейчас часто вижу, как стартапы, которые зарабатывают лавинообразно много денег, теряют своего лидера (бенефициара по счетам), теряется цель, миссия, и бизнес просто операционно функционирует, генерирует 'кеш'. Это самая трагическая ошибка: цель предпринимательства не в деньгах, тщеславии, а в искреннем желании помочь, улучшить, изменить. Поэтому самая ценная экспертиза команды — лидер+ядро участников, которых этот лидер объединяет и вдохновляет. Все остальное вторично.

Как сооснователь, чем именно ты занимаешься в Coppertino, Inc и в VOX в частности?
Сейчас выполняю роль CEO, то есть бизнес-стратегией проекта. В продукт не суюсь — это детище Ивана Абламского.

Ты также сооснователь SupportYourApp и управляющий партнер Internet Investments Group. (Последняя, кстати, и создала Coppertino). Что входит в круг твоих обязанностей в этих компаниях?
Мы с Иваном работаем вместе уже 6 лет, основали много компаний и бизнесов. Сейчас 99% моего времени посвящено VOX и Coppertino. SupportYourApp мы основали 3,5 года назад. Это уникальный бизнес, он развивается самостоятельно. Alterplay — наши партнеры и часть нашей группы компаний. У каждого проекта своя команда, не связанная с нами.

Как вообще удается совмещать такое количество проектов? Нет желания сконцентрироваться на чем-то одном?
Ответ на этот вопрос — в прошлом комментарии. В месте с Ваней 99% времени посвящаем VOX. 1% на сон и личную жизнь:)

Как проходит твой нетипичный рабочий день? ;-)
Каждый день нетипичный. Очень по разному.

Часть 4. Личное

Что тебя мотивирует и драйвит?
Интересные идеи, которые могут изменить мир — и мы идем к этим идеям, воплощая по пути их в разные проекты и бизнесы. Но главное — иметь цель, ведь «человеку, к которого есть цель в жизни, смерь не страшна».

«Цель предпринимательства — не в деньгах или тщеславии, а в искреннем желании помочь, улучшить, изменить»

Какие шишки ты набил на пути предпринимательства?
Получил и получаю каждый день новый и новый опыт, который меняет нас и наши решения. Индивидуально: понял, что начинать компанию надо не с названия :)

Какие сейчас тренды в Долине? Кто следующий Uber и WhatsApp, помимо, конечно же, VOX?
Не могу сказать — не слежу за «долиновскими трэндами». Думаю проектов формата Yo & Snapchat уже скоро будет достаточно в виду их простого копирования )

Команда из уездного города X хочет основать глобальный B2С стартап. На какие три вещи стоит сделать упор в самом начале, а что отложить на будущее?
1. Маркетинг: то, что вы собираетесь делать, нужно кому-то кроме вас? Какой объем спроса?
2. Продукт: что нужно сделать, чтобы предоставить людям решение?
3. Команда: ваша текущая команда может это сделать?

Возможно, читатели ждут практических советов, например, «не берите венчурное инвестирование», «делайте очень качественный продукт», «переезжайте в Долину» — но это уже детали, характерные для каждого конкретного проекта.

Важно в списке выше: 1. Маркетинг. Проект надо начинать с маркетинга, и СЕО должен быть специалистом в маркетинге прежде всего, если ваш стартап — не технология, и вы целитесь на глобальный рынок — в команде обязательно должен быть специалист по маркетингу (сооснователь), который и станет СЕО.

Насколько я понимаю, ты заядлый Strava-байкер. А Калифорния — это рай для велосипедиста. Какие твои любимые места и нагрузки?
Много не ездил, но если пересечь Golden Gate в сторону Sosolito и сразу повернуть налево в гору, то после изнурительного подъёма отрывается восхитительный вид на мост и город — популярное место. В Сан-Франциско, признаться, очень развит велосипедный транспорт, и город к этому приспособлен. На дорогах всюду (не только в центре) есть разметка для велосипедистов.

Поделись лайфхаками. Какие приложения у тебя на телефоне, как планируешь время, чем занимешься в перелетах?
Из таких, которые не на каждом телефоне можно найти: Day One (веду дневники).
Из типичных: SoundCloud, Evernote, Airbnb, Facebook, Slingshot, Hyperlaps, Skype, Viber, WhatsApp, LinkedIn, iTunes Connect, DocuSign, Freshbooks, Kindle, PayPal, Uber, Lyft, Strava, Coin, Scanner Pro.

Ситуация: тебя высадили на необитаемый остров на три месяца, еда и вода есть, дали ноутбук(и) с Интернетом. Чем ты будишь заниматься?
Первую неделю-две — закрою ноутбук, обойду остров, посмотрю, что там есть, что из этого можно сделать — может, какие идеи в голову придут. По результатам — открою ноутбук и попробую взять кредит под покупку этого острова, или аренду, или вызову спасателей. Хотя не исключен вариант — остается там на все 3 месяца, все зависит от обстоятельств. :)

Какие книги и подкасты ты можешь порекомендовать нашим читателям?
Simon Sinke: Start With Why, Leaders Eat Last

Какая музыка тебя вдохновляет?
Порядок артистов случайный: Tycho, Shigeto, Flume, Bjork, Chet Faker, Thievery Corporation, Bonobo, Helios, Aim, Submotion Orchestra, M83, chrome sparks, Gold Panda etc...

Петр, большое спасибо за беседу. Где тебя можно найти в Интернете?
Алекс, спасибо за интересные вопросы!

— angel.co/petro-bondarevskyi
— linkedin.com/in/dofton


Ранее пили чай в #ITeaTalks
Артем Яремчук о правильной разработке продукта
Павел Кравченко про звездный стартап и криптографию

P.S. #ITeaTalks ищет спонсора! Во-первых, для участия в профильных конференциях в Украине, Европе, США, Азии и, как результат, знакомства сообщества DOU с яркими личностями в мире IT. Во-вторых, в планах выход на видео и аудио формат. Интересно? Пишите Алексу на iteatalks@gmail.com

LinkedIn

2 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.
Потому что любой успешный глобальный проект едет в Долину, ведь там весь бизнес, он там создает рабочие места, и максимум, что может быть — аутсорсинг-офис в Киеве на 100-200 человек.
=\

Спасибо вам за интересное интервью:)

Подписаться на комментарии