Check Levi9 best QA positions to Backbase team!
×Закрыть

#ITeaTalks: Вадим Роговский (Clickky/WannaBiz) — про mobile, бизнес в Азии и конкурс красоты в Одессе

#ITeaTalks — это разговор двух айтишников и фанатов своего дела за чашкой чая. Автор и ведущий — Alex Grechanowski, marketing expert and consultant.

Досье: Вадим Роговский — основатель и CEO мобильной рекламной платформы Clickky, управляющий партнёр бизнес-инкубатора WannaBiz. В 2011 году окончил Одесский национальный университет имени Мечникова по специальности «Менеджмент». Живет и работает в Одессе.

Глава 1. Возможности мобильного рынка

По оценкам BI Intelligence, рынок рекламы мобильных приложений должен вырасти на миллиард долларов в 2015 году. За счет чего произойдет этот рост?

— Я считаю, что рост произойдет в первую очередь за счет новой категории рекламодателей, которые, помимо игр и дейтинга (сервисы знакомств), наконец-то начнут переливать большие бюджеты в мобайл из других каналов. В первую очередь это mobile commerce, который мы очень ждем, travel, разработчики бизнес-приложений, и так далее. Всё в большем количестве стран мобильную рекламу начинают воспринимать как эффективный канал привлечения целевых пользователей, что не может не отражаться на цифрах.

Какие рекламные автоматизированные решения сегодня наиболее востребованы на рынке?
— Если мы говорим про self-service, когда клиент сам размещает рекламные кампании, то это, конечно, Facebook и Google Adwords — на сегодняшний день это 2 самых больших канала привлечения мобильных пользователей.

Какие сейчас мировые тренды в мобайле? M&A? О чем говорят все эти сделки вокруг Glispa, MobPartner, TrialPay, Appia? На каких игроков стоит обратить внимание?

— Действительно, прошлый год задал этот тренд, а в нынешнем количество сделок на этом рынке увеличивается, с каждым месяцем набирая темпы.

Это говорит о том, что рынок уже становится зрелым, что уже появилась прослойка рекламных сетей и платформ, которые генерируют обороты, интересные для стратегических инвесторов (покупателей), которые могут быть как профильные (Yahoo, Google), которые покупают компании в своих собственных целях, так и непрофильные, выступающие в основном как финансовые инвесторы. В этом и следующем году будет еще больше сделок по покупке мобильных рекламных сетей большими игроками из online рекламы, агентствами и непрофильными компаниями.

PPI модель для iOS приложений работает?

— Да, работает, так как по ней часть рисков переходит на рекламную платформу, которая берет на себя обязательство приводить пользователей из конкретных стран по конкретной цене — отсюда и название «Pay Per Install».

Глава 2. Платформа Clickky

Как Clickky помогает разработчикам мобильных приложений привлечь новых пользователей?

— Более 1000+ наших партнеров (источников трафика) подключены к платформе и размещают у себя рекламу приложений наших клиентов. Мы продвигаем приложения как по модели оплаты за инсталл, так и по оплате за действия внутри приложений (Engagement).

У вас есть интересный продукт — Cost Per Engagement. Для каких типов приложений такая модель наиболее эффективна?

— При работе по этой модели клиент платит нам за действия пользователей внутри приложений уже после установки — таким образом мы снимаем еще больше рисков с разработчика и берем их на себя. Такими действиями могут быть регистрация, заказ, поиск, просмотр обучающего видео и т. д.

Какой средний бюджет продвижения у ваших клиентов?

— В среднем чек в системе — на 3000-5000 $ в месяц на одного клиента.

В прошлом году открылся офис Clickky в Берлине. Кроме Европы и Штатов, у вас большие планы в Юго-Восточной Азии и Китае. Что происходит на этих рынках сегодня, это платежеспособная аудитория?

— Это сейчас одни из самых быстрорастущих рынков мобильного интернета и смартфонов, а учитывая общее количество населения, и, соответственно, потенциал этих стран Юго-Восточная Азия — наверное, самый интересный рынок для разработчиков мобильных приложений и рекламных сетей на сегодня. Тут есть свои особенности, связанные, например, с низким покрытием платежных карт, с локализацией, но если их все учитывать в маркетинговой стратегии, проблем не возникнет, и можно будет использовать потенциал этих рынков в своих целях.

Чем азиатские рынки в целом отличаются от штатовского и европейского?

— Первое, что бросается в глаза, — совсем разный стиль общения клиентов с сетями. В Азии разработчики хотят, чтобы им включили трафик в ту же секунду, и очень психуют, если это не всегда получается. Они очень импульсивные, раздражительные, безумно требовательные.

Критерии оценки качества пользователей также совсем разные, что часто вызывает сложности при работе. Ты просто не понимаешь, как они будут оценивать трафик. Это можно сделать, например, по Retention Day 1 (% пользователей, которые вернулись в приложение в тот же день после установки) или Retention Day 7 (которые вернулись через неделю после установки). Как вы понимаете, показатели чаще всего очень разные, от этого зависит и настроение клиента.

Как ты организовываешь Business Development в Азии? Как наиболее эффективно выйти на малоизвестный рынок — например, Японии? Нужно нанимать агентство, персонал... что у вас работает?

— Сначала мы выбираем самые интересные рынки для нас, потом разрабатываем план их тестирования. Обычно готовим value proposition для него, отражаем его в промо лендинге (сайте) и медиа ките, дальше даем нашей business development команде задачу найти N клиентов, подходящих по требованиям, и разослать эти предложения им по ним. Дальше мы смотрим конверсию в запущенные рекламные кампании и доход на клиента и понимаем, стоит ли двигаться дальше. Обычно, если рынок нам нравится, сначала мы формируем удаленную команду в нашем главном офисе в Одессе, а потом уже — местную команду.

Глава 3. Конференции

Clickky участвовал в нескольких конференциях, например Mobile World Congress, Casual Connect, Affiliate West Summit. Что вам дает участие в подобных мероприятиях?

— Чаще всего мы ездим на такие мероприятия для прямых продаж, и после каждого мероприятия считаем ROMI (Return of Marketing Investment). Но есть и ивенты, на которых нужно просто «отметиться», чтобы пообщаться со старыми партнерами и клиентами, обменяться идеями, чтобы быть в тонусе. К таким относится, например, Mobile World Congress в Барселоне.

Как правильно компании использовать конференции?

— Нужно первым делом четко понимать цели компании — чего вы хотите от конкретного ивента, и как этого добиться с минимальными вложениями. На некоторых можно обойтись просто участием — там, где самый дешевый билет дает доступ к networking tool для назначения встреч и знакомства с потенциальными клиентами. На некоторых нужно взять стенд, чтобы получить максимальный выхлоп. В зависимости от выбранного метода присутствия формируется бюджет данного мероприятия, и далее цель — получить с него доход, который будет как минимум в 3-5 раз превышать расходы. Если мероприятие даже не окупилось — скорее всего, в следующий раз мы на него не поедем, или поедем с самыми минимальными затратами.

23 мая в Одессе Clickky проводит Mobile Beach Conference. Помимо барбекю и новостей в мобайле, вы готовите конкурс красоты «Mobile Princess». Кто может участвовать в конкурсе, какие цели конференции?

— Участвовать в конкурсе могут все симпатичные девушки, имеющие прямое или косвенное отношение к IT и Интернету:) Цели конференции для нас — это в первую очередь собрать наших главных клиентов и партнеров, а также всех, кому интересен этот рынок, чтобы пообщаться, обменяться мыслями, обсудить тренды, заключить новые партнерства и, конечно, хорошо отдохнуть и развлечься:)

Глава 4. Команда

Как проходит твой рабочий день как CEO компании?

— Раньше он проходил так, что я повесил на двери табличку с новой расшифровкой моей должности — Chief Emergency Officer:) с прошлого года я постарался настроить все так, чтобы до 30% времени в день тратить на стратегические задачи, направленные на развитие компании. Например, что мне очень нравится, это инициация новых проектов в рамках нашей деятельности, или планирование выхода на новые рынки. Также регулярно занимаюсь people менеджментом и точечным подбором и хантингом топ-менеджеров — лучше CEO этого, как правило, в компании никто не сделает.

Как выстраивается процесс разработки, какие методологии вы используете?

— Мы работаем по стандартно по SCRUM, спринты идут по 2 недели, дважды в месяц релиз. Планирование разработки идет в соответствии с продуктовым roadmap, который мы строим на год и разбиваем на кварталы. Далее руководители отделов, имеющих отношение к генерации дохода, совместно выставляют приоритеты по фичам/доработкам в системе, которые должны быть разработаны в течение квартала. Это порисходит под руководством директора по продукту, который затем через CTO доносит информацию до разработчиков. Планирование фичи начинается с формирования бизнес-требований, затем идет ее описание уже на более низком уровне, и затем она идет в разработку.

Есть ли у вас какие-то свои наработки и фишки, которые помогают в процессе?

— Я использую один прием тайм-менеджмента, который советую всем сотрудникам: всё, что занимает меньше 5 минут, я делаю сразу же в момент, когда про это вспомнил/узнал. Например, нужно отправить e-mail или быстро поговорить с коллегой. Я не переношу это «на потом», а делаю сразу же. Казалось бы, очень просто — а мне очень помогает и повышает мою продуктивность.

Что вам помогает поддерживать хорошую атмосферу в команде?

— Во-первых, мы пришли к тому, что главное в сотруднике — это его личные качества и амбиции, а потом уже — профессиональные. Таким образом, мы стараемся нанимать только тех, кто подходит нам по духу — молодых, с активной жизненной позицией, амбициозных, с яркой индивидуальностью, и немного больных на голову:) Во-вторых, хотя бы раз в месяц мы устраиваем различные тимбилдинги, а раз в квартал — веселые вечеринки с нестандартной программой. На 3-летие компании у нас в офисе был стриптиз, катание на лимузинах, и потом вечеринка в лаунже. На 4-летие разыграли в офисе целое представление по теме «Радиационное заражение» с приглашенными актерами, реквизитом и т. д., а потом был фуршет и вечеринка с DJ и go-go, было весело:) И главное — людям без обостренного чувства юмора у нас делать нечего, это точно!

Есть шансы у распределенной команды добиться успеха? Как ты относишься к удаленной работе?

— Да, конечно есть, если грамотно настроить все процедуры, начиная с информационной карты компании и заканчивая ДО каждого сотрудника и отношениями между отделами — при удаленной работе это особенно важно. Успешная настройка удаленной работы сегодня — это один из залогов успеха IT-компании, которая работает на глобальном рынке.

С какими проблемами ты столкнулся при развитии компании — люди, управление, партнеры?

— Главная проблема и одновременно залог успеха в компании — построить костяк команды из правильных людей, на который будет наслаиваться весь остальной коллектив. На это у меня ушло в общей сложности более 3 лет, и я неоднократно обжигался при наборе людей. Например, когда «велся» на красивые резюме и брал пустышек, которые просто путешествуют с одного места работы на другое, или давал слишком много полномочий и ответственности не готовым на тот момент к этому людям. Зато сейчас этот опыт очень помогает.

Недавно вы посетили офис Zappos в Штатах — по твоим словам, «один из самых атмосферных и креативных». Что именно тебе понравилось в помещении с трубами на потолке?

— Ну, во-первых, я давно прочитал книгу «Zappos: доставляя счастье», которая стала одной из моих любимых бизнес-книг, и я с нетерпением ждал визита к ним. Их офис понравился мне в первую очередь своей индивидуальностью. Что можно сказать с первой минуты пребывания там — этот офис не такой, как все, и это уже привлекает. Он ярко отражает индивидуальность коллектива Zappos, и сразу видно, что большинству сотрудников там очень комфортно, и они проводят там гораздо больше времени, чем 8 часов. А, как мне кажется, это одна из главных задач любой компании — сделать так, чтобы сотрудники с нетерпением ждали не выходных, а начала следующей рабочей недели, чтобы им было действительно максимально комфортно и увлекательно в помещении, где они проводят большую часть дня.

Сама экскурсия была очень интересная. Гид рассказал много интересных вещей и про коллектив Zappos, и про каждое помещение в офисе. Всем, кто будет в Лас-Вегасе, очень рекомендую заранее записаться на экскурсию через сайт zapposinsights.com/tours, и вы точно не пожалеете.

Что ты можешь порекомендовать человеку, который хочет прийти работать в продуктовую компанию? Как лучше подготовится к интервью?

— Конечно, многое зависит от должности, на которую он идет, но 2 важные вещи, без которых, например, к нам будет нереально устроиться, если соискатель
1) не объяснит в сопроводительном письме и затем на собеседовании, почему он хочет работать именно у нас
2) уже на собеседовании не расскажет в подробностях, чем занимается наша компания. Для меня самое главное, чтобы человек хотел именно к нам, а не просто «куда возьмут», это критично.

Глава 5. Ментор


Команда WannaBiz

Как управляющий партнер стартап-инкубатора WannaBiz скажи, какие наиболее частые ошибки допускают предприниматели в своих заявках на участие в программах фондов и акселераторов?

— Я могу пройтись по самым распространенным ошибкам:
• Не изучили рынок и не нашли аналогичные проекты, которые решают ту же проблему — самое банальное.
• Проблема, которую решает проект, является надуманной и несуществующей.
• Не могут даже примерно описать монетизацию проекта, с чего планируют зарабатывать.
• Основатели проекта сразу рисуют себе рыночную ЗП, которую они хотят получать из инвестиций.

Какие ты можешь отметить тренды в украинских командах за последние несколько лет?

— Почти 3 года назад, когда я решил запустить стартап-инкубатор, — экосистемы почти не было, и мы двигались практически наощупь, в основном учились на своих же ошибках. Средний уровень подготовки команд (презентаций, питчей и т.д.) был низким, так как еще практически не было информации, кейсов, малоотраслевых ресурсов, организаций, которые поддерживают стартапы (инкубаторы, коворкинги, грантовые программы), конференций и семинаров. За прошедшее время экосистема начала бурно развиваться, стали появляться практически все недостающие элементы, и, соответственно, уровень команд также в целом повысился, что очень приятно осознавать, так как мы тоже частично приложили к этому руку.

Как ты считаешь, что главное в стартапе — команда, процессы, идея, умение привлекать деньги?..

— На первое место я поставлю реализацию идеи и команду. Всё остальное, особенно идея, — вторично. Яркая и энергичная многофункциональная команда, которая умеет быстро тестировать гипотезы и далее быстро развивать самые многообещающие из них, без проблем найдет деньги под свой проект, smart инвесторов, и затем — нужных сотрудников.

В какие сроки можно выйти на рынок, протестировать свой продукт-идею?

— Очень зависит от сферы, но вообще мы в WannaBiz любим проекты, для которых можно быстро и с минимальными затратами проверить необходимое количество гипотез на реальном рынке и клиентах, чтобы принять решение, может ли этот проект выстрелить. В этом тестировании гипотез мы оказываем командам максимальную поддержку

Глава 6. Личное

Что помогает тебе совершенствоваться как предпринимателю?

— В первую очередь — любимые занятия и личная жизнь, которые позволяют качественно отдыхать, чтобы потом продуктивнее работать. Под занятиями я подразумеваю в первую очередь спорт, без которого я не представляю свою жизнь. Я активно занимаюсь большим теннисом и очень люблю футбол. К слову, Clickky — организатор турнира по футболу среди IT-компаний в Одессе, а идея турнира появилась у меня просто из-за того, что сам давно не играл :) Также я очень люблю путешествовать — как в теплые страны, так на лыжные курорты.

Что тебя мотивирует?

— Меня, в первую очередь, мотивируют личные цели и амбиции, а когда нужно еще увеличить темпы, я просто вспоминаю самых успешных IT-предпринимателей, таких как Марк Цукерберг или Элон Маск, и чего они успели добиться уже в моем возрасте, и начинаю работать активнее.

Ситуация: тебя высадили на необитаемый остров на три месяца, еда и вода есть, дали ноутбук(и) с Интернетом. Чем будешь заниматься?

— Ура, у меня целых 3 месяца, когда меня никто не будет отвлекать от творчества! Вернусь с кучей новых идей по развитию моих текущих компаний и по новым проектам. Кстати, хорошая идея. Может, надо как-нибудь устроить себе такой тур:)

Поделись лайфхаками. Какие приложения у тебя на телефоне? Какие приложения используешь для удаленного управления проектами?

— Я не играю в игры на телефоне и планшете, так как это отнимает время, которого всегда не хватает. Как таск-трекер мы используем Worksection, как CRM — Pipedrive, у нее есть и мобильное приложение. Как личный таск-трекер я использую Wunderlist, а все идеи и мысли записываю в Заметки на iPhone.

Какие книги и подкасты ты можешь порекомендовать нашим читателям?

— Некоторые из моих любимых книг, которые, на мой взгляд надо прочитать всем, кто строит или хочет построить бизнес или карьеру в IT:

  • Rework;
  • Zappos: доставляя счастье;
  • От хорошего к великому;
  • Стратегия голубого океана;
  • Фиолетовая корова.

Какая музыка тебя вдохновляет?

— Я в принципе слушаю все подряд, а работаю всегда в тишине, чтобы ничто меня не отвлекало. Когда хочется послушать что-то динамичное — то слушаю хаус и электро, когда спокойное — то музыку 80-90-х, тогда рок и попса были гораздо качественнее, чем сейчас:)

На каких конференциях планируешь побывать в этом году?

— Из того, что я уже запланировал — скорее всего, полечу на White Nights в Питер, на Gamescom в Кельн и на Web Summit в Дублин. Еще думаю насчет других ивентов, некоторые могут добавиться спонтанно.

Вадим, большое спасибо за беседу. Где тебя можно найти в Интернете?

— Я достаточно активно веду свой Facebook, буду рад новым интересным френдам :)

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном0
Подписаться на автора
LinkedIn

Похожие статьи



1 комментарий

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Спасибо за интересное интервью:)

к нам будет нереально устроиться, если соискатель
1) не объяснит в сопроводительном письме и затем на собеседовании, почему он хочет работать именно у нас
2) уже на собеседовании не расскажет в подробностях, чем занимается наша компания. Для меня самое главное, чтобы человек хотел именно к нам, а не просто «куда возьмут», это критично.
Недавно, одна HR мне говорила о том, что почти никто не готовиться к интервью и не читает о компании, и ее продукту. Желаю вам найти людей, которые будут со страстью относиться к компании и ее продукту, как это делаете вы.

Подписаться на комментарии