Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 5
×

Учитель информатики Максим Долгих — о внутренней кухне школьного ИТ-образования

Максим Долгих с 2015 года работает учителем информатики и программирования в днепровской школе № 28 и на волонтерских началах выступает ментором в нескольких ИТ-проектах. В интервью Максим рассказал DOU о том, что его мотивирует быть учителем, как сейчас выглядит ИТ-образование в средней школе и что можно улучшить своими силами.

— Максим, какое у вас образование? Где работали до школы?

Закончил ДНУ — мехмат (гидроаэродинамика, прикладная математика) и педагогический факультет (математика, информатика). Начинал работать в науке, занимался математическим моделированием для металлургии. Была такая цепочка: физическая модель —> математическая модель —> численные методы —> код на С, позже — на Borland С++, и всё делал один человек. Мы работали вчетвером — каждый над своей задачей. Работал в КБ двигателей для АН-124. С 3-го курса работал в специализированной информатической гимназии, вел информатику у 10-го и 11-го классов. Было очень здорово, хоть я и был не намного старше своих учеников.

Потом родился сын, и нужно было зарабатывать существенно больше, а в Институте металлургии тогда платили картошкой. Начались лихие 90-е... Возил алкоголь и шоколад из Москвы в рюкзаке контрабандой, при этом не бросал университет. Потом переехал в Москву. Прожил там несколько лет, дорос до исполнительного директора фирмы по дистрибуции музыкальных CD, но когда сыну пришло время идти в школу, мы решили, что он должен быть украинцем (уже тогда нам с женой было ясно то, что теперь очевидно для всей Украины). Вернулись в Днепр, никто нас не понимал тогда, но нам было всё равно.

Работал тренером по любимому гребному слалому (Canoe Slalom), создал Областную федерацию, живую и до сих пор. Пожалуй, это была моя лучшая работа :) Сейчас уже ученики моих учеников — тренеры.

Но платили мало. Пришлось идти в бизнес — семья уже перешла черту бедности.
Менеджерил, был начальником отдела продаж, попал в мебельный и строительный бизнес и пробыл там 16 лет в роли аналитика, проджект-менеджера, кризис-менеджера.

— Что было дальше?

В 2014 году бросил всё, перешёл черту «терпи, брат, надо семью кормить». Неожиданно для себя, просидел без работы целых 7 месяцев, впервые за всю жизнь. Не думал, что это так трудно! Оказалось, вся слава, регалии, связи, знакомства, 18 международных сертификатов, рекомендации от иностранных партнёров, именитых архитекторов Киева, Днепра, Харькова, Донецка, Одессы ничего не значат.

Решил поменять профессию. В моём случае — вспомнить былое. Люди, окружающие меня, говорили, что я дёшево продаю свои мозги. Пошёл за кредитные деньги на курсы QA. На самом деле, тестирование — не моё, но на девелоперские курсы не попал — в одной конторе ждать надо было долго, в другой — испугались возраста (я тайно выведал у знакомого внутри заведения). Но главным для меня на курсах QA было «введение в профессию» — я разобрался, что изменилось за 20 лет. Безумно интересно! Ни секунды не жалею, очень благодарен ребятам-преподавателям.

Работу не нашёл. Много об этом говорить не стоит, я на DOU уже писал об этом.

— Как попали в школу?

Хотел по старой памяти пойти в ШАГ и в наш Лицей информационных технологий. Сидел уже в приёмной у директора, он очень был занят — конец учебного года, запарка... Не дождался и решил заскочить в школу, где учились младшие сыновья, к подругам-однокурсницам, работающим там учителями, чтоб узнать — а можно ли мне вообще работать с детьми с моей «убитой» нервной системой?

Подруги встретили меня радостно, быстро что-то между собой обсудили и сказали, чтобы сходил к директору и оформился. Я даже понять ничего не успел. «Дуй», — говорят — «быстро, пока она ещё в школе». И взяли меня инженером-электронщиком и учителем информатики. То есть, попал я в школу случайно :)

Надо признаться, что первый в своей жизни системный блок я разобрал на второй день работы в школе. Через 2 месяца починил более 50 компьютеров. Дамы были в восторге :) За 15 лет (пломбы стояли 1999-2000 годов) произошло это первый раз.

Сначала я хотел вести только кружковые занятия для заинтересованных детей, но объяснили, что так я денег не заработаю. И поставили меня на штатные уроки. Но кружковые часы тоже дали. В школе только так и можно выжить — «копеечка к копеечке». Кстати, зарплата инженера-электронщика (сисадмин, фактически) — 1080 грн, если кто не знает.

— Какие у вас были первые впечатления от учительства?

Я, конечно, понимал, что немотивированные ученики — это тяжко, но что такое настоящий ужас — это я узнал в первый учебный день :) Я руководил большими объектами, десятками рабочих на стройках, выдерживал по 3 суток на объекте без сна, сдавал МакДональдсы, бутики и стадионы за 5 минут до прибытия высоких гостей, но обычные школьники — это что-то. Такой тяжёлой работы у меня не было никогда!

Если в сообществе ИТ принято, что знание — это дар и сокровище, что любому ментору нужно кланяться в ноги, то в школе — это прямо наоборот. Дети видят в образовании систему угнетения, и любой представитель системы — враг по определению. Умудрённые опытом коллеги мне сказали, что пока в образовании действует только машина подавления, в результате чего к 6 классу у детей вырабатывается стойкое сопротивление, и работать их можно только заставить.

— И как вы справились? Сумели мотивировать?

Но хоть и прошли десятилетия, мои принципы преподавания меня не подвели. Как ни странно, всё очень просто.

Во-первых, надо любить детей. Если их не любишь — работать в школе нельзя. Бывает, что хочется ремнём набить или самому повеситься, и тут подходит Даша или Соня и обнимает вдруг со словами: «Как же я Вас люблю!», и я сразу думаю: «Да гори он огнём, этот несданный проект! Не в этом счастье».

Во-вторых, надо помнить, что дети — это тоже люди, только маленькие. Уважаемые педагоги говорили мне: «Есть дети, а есть люди». Честное слово :) Конечно, дети ведут себя иначе, чем взрослые — они не выдержанные, не трезвомыслящие, не рациональные. Но зато они непосредственные, честные, искренние, с ними очень интересно, их мир — необыкновенный, причудливый, яркий, страстный. И если с ними говорить на равных, но без заискивания и лжи (лгать детям нельзя никогда — это основной закон), то интересней собеседников и друзей не найти.

Предательство может убить маленького человека. Любое. У детей всё большое и важное, можно не сообразить, что из-за выброшенной пуговицы, потерянной бумажки, отвергнутого подарка жизнь малыша (а они, порой, и в 15 лет — малыши) может сломаться.

Я считаю, что можно, а порой — и нужно, принимать их мир, входить в их жизнь. Я три года ношу в кармане «камень желаний» и «жёлудь мечты», которые мне подарил мой младший сын. Сначала он проверял, не потерял ли я их, потом он уже забыл, а я вот — нет. Я действительно считаю, что камень желаний может исполнить заветное желание, а жёлудь мечты — мечту. Или вот мне ученица Лиза привезла из Греции огромный цветок. Припёрла сама на 4-ый этаж и заставила меня померяться с ним ростом. Сказала, что подбирала точно в мой рост. Совпало один в один. Она просила у родителей на отдыхе только один подарок — этот цветок для меня. Родители рассказали мне целую эпопею, как везли его самолётом, как уговаривали экипаж, таможню... Стоит теперь моя «пальма» в нашем кабинете информатики как напоминание, что такое настоящий человек :)

— Какие программы вы читаете в школе? Чему учите школьников?

В школе положено читать программы «Міністерства освіти і науки України».

Многие не понимают, что учитель — госслужащий, и, как солдат, обязан выполнять указания своего руководства. С другой стороны, когда родители предъявляют претензии, то все спорные моменты решаются относительно утверждённых МОН программ. Если ребёнок не знает, как делать презентации и вставлять таблицы в текст — виноват учитель. Если ребёнок не умеет «прикручивать» базы данных в Python — извините! Это не является обязательным знанием, и претензии не принимаются.

На самом деле, и в текстовых редакторах, например, много интересного возможно делать. И можно очень увлекательно детям это подать — было бы желание.

Я отталкиваюсь от официальных программ, но придумываю, как увлечь детей и при этом дать навыки, близкие к насущным потребностям реальной жизни. Много было сказано про Pascal в программах МОН, но мне вот никто не запрещал изучать с детками Python. Цель прохождения программы — дать навыки алгоритмического мышления, а какой язык — не важно. Но я считаю, что раз уж учим — надо давать что-то актуальное. Например, вместо Microsoft Access я даю MySQL Эксперимент с малышами (5 класс) по составлению планов проектов в Mind Mapping дал потрясающие результаты.

Много внимания приходится уделять логическому мышлению, даже обычным «бытовым» рассуждениям, сопоставлению данных, проверке информации, поиску и самостоятельному принятию взвешенных решений. Мы это проделываем на примерах «отправила тебя мама в магазин», «как выбрать себе подходящий компьютер», «как быстрее подсчитать количество девочек и мальчиков в классе» и т.д. Все концепции и парадигмы необходимо переводить на детский язык, придумывать сказки и притчи и, если не получилось, придумывать заново. Иногда — по десятку раз. Выпускной 11-А так привык за полгода, что каждый урок начинали: «А сказку?». Что уж говорить про маленьких.

Выдающихся успехов не много, всё-таки, наша школа — обычная. Дети, которым интересны ИТ, уходят в специализированные заведения. Формулировка такая: «Вы так нас заинтересовали, что мы идём в Лицей!».

— Как проходят уроки? Насколько детям интересна информатика?

Времени катастрофически мало! Один час в неделю — это 2 минуты на человека в неделю в лучшем случае. У меня сейчас 15 классов, по полкласса (15 человек). То есть, 225 человек через меня проходит за 5 дней, причём в разном порядке — 11, 6, 8, 10, 5 классы. Подготовиться и перестроиться за 5 минут — это искусство. К урокам я готовлюсь заранее, но спрыгнуть с алгоритмов в 8 классе на «картиночки для мамы» в 5 классе и продумывать при этом проектное задание по файловым системам для 10 класса — это очень трудно.

Поэтому, я сразу приучаю детей к практике. Ведь ИКТ — это фактически постоянная практика. 90% времени мы занимаемся в интерактивных приложениях, типа IT-книга, Blockly Games, Code.org, Питонтьютор, HTML Academy, W3Schools и т.д. Работаем в Scratch, естественно — в Microsoft Office.

С желающими — разбираем и собираем компы, поднимаем сети, всякие VPN-сервера устанавливаем. Обычно один старший руководит, а фанаты помладше — помогают.
Ещё важно: пришлось потратить год, чтобы объяснить, что информатика — урок, а не «поиграть по сети».

Кстати, у нас в стране принято, что информатику может читать учитель географии, труда, физкультуры... Чего можно ждать от качества образования детей в таких случаях? Но проблема в том, где взять профи от ИТ, чтоб пошёл работать на 2000 грн в условиях ужасных нервных перегрузок.

— Какие сейчас есть проблемы в школьном ИТ-образовании? Как их можно решить, что для этого надо?

Главная проблема — дети не хотят учиться, вообще. Хоть алгебра, хоть химия — всё равно. Система построена так, что нужно только заставлять разными способами. Это так детей «форматирует», что мне для получения результата нужно или это поддерживать (орать, ставить двойки, жаловаться родителям), или «забить» и работать с теми, кому интересно, однако при этом остальные стоят на голове. Жандарм из меня плохой, поэтому бардак на уроке. Коллеги мне говорят, что моя проблема в том, что я — добрый. Дети этим пользуются в контексте «а можно мы ничего не будем делать?». Остаются только преданные «фанаты» и некоторые классы, где в целом дети приучены работать. То есть, основная задача учителя — закрыть рты.

Нынче дети никого не уважают, ничего не боятся, на всё забивают. Что с этим делать — не знаю. В классе может находиться директор школы, завуч, два учителя, а они всё равно будут орать. Тормозов нет. При общении с их родителями я понял, что это воспитание в семье (вернее, его отсутствие). Все имеют права и никто — обязанностей. Характерный пример — я иду в школу, на меня на пешеходном переходе наезжает «броневик», я и двое малышей еле уворачиваемся, а это, оказывается, мама Катю в школу везёт! Представляете себе диалог с такой мамой по поводу двоек?

Много заинтересованных ребят ходят на дополнительные курсы в ИТ школы. Лидирует «Шаг». Однако, многие из них даже через 2 года посещения курсов не умеют создавать папку на рабочем столе. Есть всеобщая современная проблема — все думают, что если нечто стоит 100 грн, а нечто похожее — 10 грн, то автоматически более дорогое — лучше. Никакого сравнения, анализа, даже критического взгляда со стороны — нет.

У меня 13 дополнительных часов для бесплатных занятий. У напарницы — 6. Она занимается графикой и анимацией, я — программированием, «железом», сетями и проджект-менеджментом. Для поддержания этих занятий у нас должно быть 45 детей на двоих, а ходит от силы 12. Зато за 2000 грн в месяц дети ходят в «Шаг». Причём их родители приходят к нам на занятия и сами увлечённо следят за событиями. Говорят, что очень интересно. Вот как это понять? Напарница говорит, что если бы мы проводили такие занятия на окраине города, ещё и бесплатно, то стояла бы очередь в километр.

Разумеется, если бы детей было меньше на уроке, то внимания уделялось бы больше. Далее, в одном классе есть дети, разрыв в развитии между которыми в 5 лет. Работать на отличников или на средний результат?

Ещё есть реалии обычной школы: я провёл за два месяца замен больше, чем у меня уроков. Причём — по разным предметам (алгебра, геометрия, технологии). Когда замена по информатике, то 30 человек собирается в классе на 15 мест. А если мои работают в своих аккаунтах, то что делать с остальными?

По моим подсчётам, в прошлом году у меня пропало 30% уроков (семинары, фестивали, конкурсы и подготовки к ним, я вот две недели репетировал с детьми танцы вместо уроков — дети репетируют, а я должен быть с ними в целях безопасности).

И куча, гора целая никчемной документации! Паспорт кабинета, журналы, календарное планирование, акты сдачи кабинета, журналы техники безопасности, методические разработки — тысячи их. Я до сих пор не сдал кучу документов, которые сдаются до 1 сентября...

Вообще я пришёл к выводу, что всеобщее среднее образование не нужно. Даже в 7 класс надо не всем. А уж 10 и 11 — это просто два года погулять за счёт родителей.
Думаю, должна быть специализация, и пораньше. Примерно же понятно к 7 классу — футбол, танцы, рисование или программирование. Самые талантливые программисты у меня были в 5 (!) классе, сейчас они в 6-й перешли. Или, в 8 классе есть прекрасные девоньки-красавицы, они не вылазят из фитнес-центров и, когда на уроке системы исчисления или алгебра логики (да-да, в новой программе уже есть!), они просто плачут! Ну вот зачем это?

К слову сказать, мой старший сын и его молодая жена учились на архитектуре во французской группе. Мы потратили на его образование около 34 000 евро за 6 лет. Они оба каждое лето стажировались в архитектурных фирмах Европы (Париж, Страсбург, Лион, Барселона, Марсель). Есть знаковые объекты в стране, построенные по их проектам (парк Ракет в Днепре, например, два памятника Воинам АТО в области). Они 16 лет учились как проклятые. Так вот, работы у них нет! Он делает рекламные ролики, она — ювелирные изделия из латуни. Второй год рвутся в Киев — пока не получается. Из их группы 8 девченок шьют свадебные платья, 4 — маникюрщицы. Мальчишки работают кто продавцом в автосалоне, кто в поддержке сайтов знакомств. Вот зачем было над детьми издеваться 16 лет?

А мои средние сыновья сами поступили в КПИ на бюджет, и через год бросили, ибо «оно нам не надо». А учились в специализированных лицеях, побеждали на олимпиадах.

Пора менять взгляд на жизнь и прекратить детей мучить.

— Может ли ИТ-сообщество как-то помочь этим проблемам?

Работать стоит только с мотивированными учениками. Исходя из этого, надо строить стратегию. Сначала как-то заинтересовать, потом — работать с отобравшимися.

Есть конкретные примеры помощи. Благодаря DOU я познакомился с Сашей Скакуновым. Он тогда жил в Дании и работал со мной над проектом по онлайн образованию. Можно посмотреть его курсы «Школы Ясности». Саша собрал и отправил мне две посылки с запчастями для компов и всяким полезным железом.

Потом инициативу подхватил его «курьер» Дима Куликов. Он организовал сбор комплектующих в своей фирме Yalantis, и мы получили целую кучу запчастей и комплектующих.

Помогает словом и делом Noosphere Engineering School. Мы первые получили от них интерактивную указку CamTouch.

С учениками на TECH FEST

— Вы еще и были ментором в программе Brainbasket для воинов АТО на реабилитации. Как попали в проект? Как там всё устроено?

В программу попал, ответив на письмо в рассылке. Главная цель была заниматься с теми, кто хочет. Мой курс — это начальные навыки работы с ПК («Офис» в основном). Программа рассчитана на 2 месяца по 2 часа в неделю.

Сначала очень воодушевился, потом оказалось, что с мотивацией студентов всё то же самое, что и у школьников... Разве что — не кричат :) Для студентов курсы бесплатные, и это ужасно. Люди приходили через раз, дома занимались только двое, отношение — как к прикольному флешмобу. Некоторые заявили: а программирование? Говорю: «Хорошо». Я придумал специальную программу, но ни один из заявивших больше не пришёл.

Детская аудитория так ни разу и не появилась. Очень странно: хотя бы как способ занять детей, пока родители гуляют по магазинам, можно же?

Студенты менялись — то новые придут, а старые — нет, то через 3 недели старые появятся. Отсутствие объяснялось приездом тёщи, «проспал» (а занятие — в 14:00!), «кроли родились», на рыбалку ездил... Часто приезжал на 9:30 и сидел до 12:00 — никого! А это же суббота, у меня семья. Вроде бы и «святое дело», а неприятно как-то...

Кстати, общался с куратором BrainBasket по CS50, так он сказал, что до конца доходит 10%, и проблемы — те же.

Предлагал волонтёрам-организаторам собирать по 500 грн, например, и отдавать эти деньги на армию, но — чтобы мотивировались студенты. Но мне сказали: «Да вы что! Никак нельзя! Коррупция!»

Как-то с горем пополам закончили курс — и с тех пор тишина. И я не звоню, и мне не звонят...

— Чем отличается работа со взрослыми от работы с детьми?

Взрослых не надо утихомиривать. А дети — соображают быстрее, и если «поймали волну», то их не остановить :) Взрослые относятся к обучению — даже простым вещам — как-то очень тяжеловесно, как к китайской грамоте.

— Какие у вас планы на будущее?

Скажу правду: в школе мне не место. Если преподавать — то только для мотивированных учеников. Думаю над этим...

И зарплату подняли в этом году, но нервные перегрузки — ни с чем не сравнимые.
Подходящую работу по-прежнему найти не могу. 95% — продажи, а мне от них тошнит, даже вакансию дочитать не могу. Есть интересные предложения, но по ним переговоры вяло идут третий месяц. Так что пока всё по-старому.

Коллеги говорят, что если свалю, то опять пенсионеры будут заставлять детей в тетрадках чушь писать, а я думаю — может, дети это и заслужили? Я за полгода выдушил 3 компьютерных кабинета и сам, фактически, их установил и обслуживаю. Думаете, мне кто-то спасибо сказал? А дети как бесились, так и бесятся...

— Что можете посоветовать родителям детей-школьников, у которых есть интерес к ИТ?

Любую детскую увлеченность надо развивать! Главное, что ребёнок сам выбирает, а теннис, танцы или ИТ — не важно.

Единых рецептов нет: некоторых отдают репетиторам — и дело ухудшается, некоторые идут в «Шаг» — и интерес уходит, а некоторые — наоборот. Очевидно, что с детьми заниматься необходимо, и это — работа родителей. Я вот каждый день сижу с маленьким и считаю ему ритм, слежу за нотами, иначе — никак. А вообще, детям ничего, кроме безусловной любви, не нужно.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




Найкращі коментарі пропустити

Спасибо всем за интерес и теплые слова! Я писал для родителей школьников и для тех, кто мне помогал все это время, чтоб прояснить ситуацию.
Да, разумеется, система образования, если этот хаос можно назвать системой, больна давно. Все как-то держится только на фанатиках, в основном — моего возраста (± 5 лет). Они проработали по 25-30 лет в школе, имеют всякие надбавки и выслугу, и уже хотят дотянуть 3-5-7 лет до пенсии. А молодежь — бежит через 2-4 недели. У моего младшего сына сменилось за год 9 учителей продленки. В итоге — вообще продленку отменили. Или вот мне в помощь взяли 2 студентов-сисадминов с 5 курса. Через 3 месяца свалил один, к январю собирается валить второй. В школе — уже под 200 компов. За неделю ляжет 10-15 шт., через полгода — все. Вот и весь «21 век».
Про текущую жизнь (примеры):
1. Шкаф в мой кабинет мне подарил и сам привез в школу мой больной пожилой отец (а вы думаете, откуда мебель в школе берется?). Разгрузили и подняли на 4 этаж — дети из 10 класса. В школе есть рабочие для этих целей, но мне сказали: «Рабочие — работают!». А, так как меня завалили заменами (мой рекорд — я заменял 3-х учителей), то шкаф стоял разобранный недели 4. Пришел инженер по охране труда и наехал, что «нарушаю». Тогда прямо на уроке технологий шкаф собрали и установили — я и 11-классники. Где в этой истории слово «образование»? Не знаю.
2. У меня после уроков каждый день дополнительные и кружковые занятия. По ним надо вести журнал. Я его никак не успеваю заполнить. Учитель, ответственный за эти журналы, на меня регулярно орет. Но! Хоть у меня и есть окна, но на них я этого же учителя и заменял! Тем не менее, она вышла на одну неделю, при детях наорала на меня, что снимет с меня зарплату и опять заболела. Сегодня уже две замены за нее провел. Впереди — еще две и своих 3 урока. Где в этой истории слово «образование»? Ну, вы поняли.
3. Или вот — замены. Когда болеет коллега, то собирается весь класс в одном кабинете. У меня все дети от 5 до 11 классов работают в своих аккаунтах на разных обучающих ресурсах. Да, в конце концов, мне весь класс даже физически посадить негде! А чтоб еще и учить — вообще не реально. То есть — и мои не учатся, и чужие — тем более. Я к теме программирования в любимом 8-В подбирался месяц — и все не получается начать! Сначала — они репетировали конкурс (танцевали), потом — замены. То есть, вопрос не в «а почему до сих пор в программе Pascal?», а в «дайте мне уже поучить моих любимых детей».
Отношение родителей потрясает. В школе — больше 1100 детей. Мы бросили клич среди родителей и учителей про сбор старых или ненужных компьютеров и запчастей. Первая посылка пришла из Копенгагена (!!!) от знакомого по комментам на ДОУ программиста Саши Скакунова! Я его и до сих пор в глаза не видел, а его компы и роутеры второй год работают! Вторая посылка — от старого друга Боба из Вашингтона. Третья — опять от Скакунова, четвертая — от его друзей, совершенно незнакомых людей из Yalantis (Днепр). Все посылки доставлял и грузил мой старый друг на своей машине. Через 3 месяца, когда я уже запустил первый кабинет, трое (! ) родителей кое-что принесли. Потом директор школы и я выбивали технику из депутатов и т. д. При этом родители ТРЕБУЮТ. От кого? От меня? А почему бы, к примеру, к министру не обратится? Только что читал ОЧЕРЕДНОЙ донос на меня от родителей 5 класса — на этот раз им не нравится интерактивный учебник! А то, что бумажных учебников, кстати, вообще нет, родители знают! Это такое «спасибо».

Спасибо, интересно.
Желаю удачи!

90 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.
— Какие у вас планы на будущее?
Скажу правду: в школе мне не место. Если преподавать — то только для мотивированных учеников.

интересно как сложилось.

потому что все так и сейчас с:
Если в сообществе ИТ принято, что знание — это дар и сокровище, что любому ментору нужно кланяться в ноги, то в школе — это прямо наоборот. Дети видят в образовании систему угнетения, и любой представитель системы — враг по определению.
(это меня первое время поразило даже больше чем:)
Главная проблема — дети не хотят учиться, вообще. Хоть алгебра, хоть химия — всё равно. Система построена так, что нужно только заставлять разными способами. Это так детей «форматирует», что мне для получения результата нужно или это поддерживать (орать, ставить двойки, жаловаться родителям), или «забить» и работать с теми, кому интересно
(потом понял, откуда «такое воспитание»...)

и «ладно б» с детьми. основная масса трейни-джунов первое время с такой же установкой
я в IT пойду! пусть меня научат! но учиться я не буду.
«Это учителя плохие, а я — хороший» и т.д.

и, мое субъективное, такая установка все распространенней.
и если раньше, я тоже посмеивался с западных школ где «о ужас, часов по математике меньше чем у нас», то теперь думаю что они там более правильно реформируют школьное образование, чем у нас все пытаются воссоздать «самое лучшее в мире советсткое образование»

А вообще это все хорошо. Надо дать тихо «умереть» системе школьного образования.
Чем хуже становится эта система, тем больше родители будут думать о какой-то альтернативе, тем больше у нас будет появляться единомышленников. А потом, глядишь, и наберется критическая масса для того, чтобы создать новую систему.
К сожалению, в мозгах большого количества людей сидят установки из СССР: я сдал своего ребенка в детский сад, школу, пусть теперь система им занимается.
И никакого интереса о том, что там с ребенком происходит: на родительские собрания не ходят, с учителями не общаются. Мысль не только моя, не давно прочитал ее в этой замечательной книге:
www.ozon.ru/...​ntext/detail/id/27466419

Я вас понимаю, Максим!
У меня был опыт преподавания информатики в Шаге в Киеве. Мнение у меня о нем осталось неважное, но писать не буду, на ДОУ в комментариях можно много почитать про это заведение.
Мне, в общем, нравилось преподавать и не особо волновало то, что почти ничего не платили.
В конце концов я не из-за денег туда шел — хотел получить новый опыт.
Поразил же меня всеобщий пофигизм: руководству все равно, кто, что и как у них преподает —
наверное, все примерно также, как в школе, только умеют родителей облизывать и раскрутить на деньги, а родителям все равно, что и как их дети изучают, преподам все равно, что и как преподавать.
Но меня «убило» то, то дети ничего не хотят — я понял, что обучать немотивированных детей я не могу (я очень старался делать интересные уроки и часа по 4 готовился к каждому уроку).

Когда я впервые увидел компьютер в 8 классе, меня было от него не оторвать — я ждал по часу-полтора после уроков, чтобы попасть в компьютерный класс и посидеть там еще пару часов. Мне было интересно все, что связано с компьютером, программировать на C я сам научился в институте по книге, при том, что дома у меня компьютера не было.
А тут родители заплатили немалые для Украины деньги, а для детей — это просто продолжение школы: они хотят на уроках только играть. Да, попадались и приятные исключения и среди детей и среди родителей, но их слишком мало. Не смогут все стать айтишниками. Да и не нужно это. У каждого свой путь!

В общем, опыт был очень ценным для меня для осмысления нашей системы школьного образования: если в одной из лучших компьютерных школ Украины такое происходит, то какой тогда ужас творится в обычных школах!!
У меня брат, кстати, поработал учителем в российской школе несколько лет — не выдержал, задолбал его тот маразм, который там происходит, теперь работает репетитором с одаренными детьми, готовит их индивидуально к олимпиадам.
А для себя сделал вывод, что если еще буду кого-то учить, то буду работать только с мотивированными людьми (детьми). Я сейчас разделяю мнение других умных людей, которые говорят, что главная проблема школьного образования в том, что оно убивает у детей мотивацию к обучению.

Пришел к тому, что мы с женой создаем альтернативную систему образования для своих детей и единомышленников, а в школу вообще не хочу отдавать детей — будем их обучать дома насколько хватит наших возможностей (к счастью, в России это можно делать легально, что пока нельзя делать в Украине).

Или, в 8 классе есть прекрасные девоньки-красавицы, они не вылазят из фитнес-центров и, когда на уроке системы исчисления или алгебра логики (да-да, в новой программе уже есть!), они просто плачут! Ну вот зачем это?

Зачем им мозги? Ну, как сказать... Вообще полезная в хозяйстве штука.

Спасибо всем за интерес и теплые слова! Я писал для родителей школьников и для тех, кто мне помогал все это время, чтоб прояснить ситуацию.
Да, разумеется, система образования, если этот хаос можно назвать системой, больна давно. Все как-то держится только на фанатиках, в основном — моего возраста (± 5 лет). Они проработали по 25-30 лет в школе, имеют всякие надбавки и выслугу, и уже хотят дотянуть 3-5-7 лет до пенсии. А молодежь — бежит через 2-4 недели. У моего младшего сына сменилось за год 9 учителей продленки. В итоге — вообще продленку отменили. Или вот мне в помощь взяли 2 студентов-сисадминов с 5 курса. Через 3 месяца свалил один, к январю собирается валить второй. В школе — уже под 200 компов. За неделю ляжет 10-15 шт., через полгода — все. Вот и весь «21 век».
Про текущую жизнь (примеры):
1. Шкаф в мой кабинет мне подарил и сам привез в школу мой больной пожилой отец (а вы думаете, откуда мебель в школе берется?). Разгрузили и подняли на 4 этаж — дети из 10 класса. В школе есть рабочие для этих целей, но мне сказали: «Рабочие — работают!». А, так как меня завалили заменами (мой рекорд — я заменял 3-х учителей), то шкаф стоял разобранный недели 4. Пришел инженер по охране труда и наехал, что «нарушаю». Тогда прямо на уроке технологий шкаф собрали и установили — я и 11-классники. Где в этой истории слово «образование»? Не знаю.
2. У меня после уроков каждый день дополнительные и кружковые занятия. По ним надо вести журнал. Я его никак не успеваю заполнить. Учитель, ответственный за эти журналы, на меня регулярно орет. Но! Хоть у меня и есть окна, но на них я этого же учителя и заменял! Тем не менее, она вышла на одну неделю, при детях наорала на меня, что снимет с меня зарплату и опять заболела. Сегодня уже две замены за нее провел. Впереди — еще две и своих 3 урока. Где в этой истории слово «образование»? Ну, вы поняли.
3. Или вот — замены. Когда болеет коллега, то собирается весь класс в одном кабинете. У меня все дети от 5 до 11 классов работают в своих аккаунтах на разных обучающих ресурсах. Да, в конце концов, мне весь класс даже физически посадить негде! А чтоб еще и учить — вообще не реально. То есть — и мои не учатся, и чужие — тем более. Я к теме программирования в любимом 8-В подбирался месяц — и все не получается начать! Сначала — они репетировали конкурс (танцевали), потом — замены. То есть, вопрос не в «а почему до сих пор в программе Pascal?», а в «дайте мне уже поучить моих любимых детей».
Отношение родителей потрясает. В школе — больше 1100 детей. Мы бросили клич среди родителей и учителей про сбор старых или ненужных компьютеров и запчастей. Первая посылка пришла из Копенгагена (!!!) от знакомого по комментам на ДОУ программиста Саши Скакунова! Я его и до сих пор в глаза не видел, а его компы и роутеры второй год работают! Вторая посылка — от старого друга Боба из Вашингтона. Третья — опять от Скакунова, четвертая — от его друзей, совершенно незнакомых людей из Yalantis (Днепр). Все посылки доставлял и грузил мой старый друг на своей машине. Через 3 месяца, когда я уже запустил первый кабинет, трое (! ) родителей кое-что принесли. Потом директор школы и я выбивали технику из депутатов и т. д. При этом родители ТРЕБУЮТ. От кого? От меня? А почему бы, к примеру, к министру не обратится? Только что читал ОЧЕРЕДНОЙ донос на меня от родителей 5 класса — на этот раз им не нравится интерактивный учебник! А то, что бумажных учебников, кстати, вообще нет, родители знают! Это такое «спасибо».

Максим, вам нужно вести курс «Как сохранять спокойствие, терпение и бодрость духа в сложных ситуациях» :) Я почти без иронии! А так еще раз хочу пожелать удачи и этой самой бодрости духа!

Но у вас в Украине еще не заставляют, как я понимаю, учителей бегать вечерами по ученикам и составлять отчеты о положении в семье, не заставляют водить учеников на всякие госмероприятия.
Ви просто всієї правди не знаєте і це ніхто відкрито говорити не буде.
Пока не заменишь человека ИИ или не выведешь новый вид, ничего не изменится — это данность, как дождь с неба.
Я так розумію обома руками за Скайнет? В Гітлера теж були такі думки про нову расу (чи стару відновити як нову), але через це німці розплачуються (генетичні проблеми)
разве что Лениных поскидывали с постаментов.
Да і кричали, що одразу побудуємо на тому місці пам’ятники Героям Небесної Сотні, от тільки «одразу» в них поняття в часі розтягнуте (там де живу його нема). Також переіменували вулиці, особливо міста (закон про декомунізацію).
а совок неискореним
Ні, не совок, а менталітет людей та ненаситність до грошей і влади

Физкультура это вообще отдельный бич нашего образования. В том плане, что теперь по нему даже оценок не будет.

Нас выводили зимой бегать по стадиону и подтягиваться, никто не умер.
С тем же успехом можно отменить дофигище других предметов — всяких кружков и прочего можно найти чуть-ли не по любому предмету.
Труда скоро вообще не будет кмк, в той школе где я работал его заменили дополнительными уроками информатики. Тоже самое касается ОБЖ, хотя преподавать ребенку первую помощь и ПДД — вполне здравая мысля.
Планшеты это ок. Не ок то что дети их используют не для учебников а для игр и интернет-серфинга, на уроках, а это уже родительская ответственность. У бывшей в школе директор сразу сказал: если ребенок будет играть на уроках, мы отбираем планшет, отдаем родителям, а ребенок дальше ходит с учебниками. И не надо мне тут заливать что это потому что преподаватель не смог заинтересовать — игры и интернет всегда будут в приоритете.

я говорил как у нас было
первая помощь — необходимость. Если преподают соответствующие люди то разьясняют когда и что можно делать и когда нельзя даже прикасаться.

Вообще-то это работа учителя, чтобы ребенок на уроке учился
ясно понятно. Дальше говорить нет смысла.

Вам тоже нужно сваливать, один в поле не воин, пока всё не рухнет окончательно, эта телега с места не сдвинется... а Вы этот момент оттягиваете... не мешайте, раньше упадёт, раньше начнутся перемены, возможно даже к лучшему ) если уж так сильно хочется преподавать, то на курсах по системному администрированию и\или с\с++ думаю найдёте своё место...

Браво! Я полностью и целиком подписываюсь под каждым словом в контексте глобальных реформ школьного образования и воспитания детей в семье. Касательно последнего — многие из нас знают как важно дать основные принципы жизни на начальном этапе развития ребенка. Которые в дальнейшем будут применяться в самостоятельной жизни ребенка а потом уже личности... И то, что ребенок плохо мотивирован на уроках — это в большей части вина родителя. Сегодня инвалиды добиваются больших успехов, чем полноценно здоровые.

жизнь потом отмотивирует... слабый опустится, сильный поднимется...
родители сейчас и сегодня уже не имеют тех рычагов воспитания которые были раньше... сейчас воспитатель — интернет )

Значит нужно искать другие рычаги

Работал учителем информатики в киевской гимназии 2 года.
Проблемы есть с системой образования, с учениками и их родителями. Как всегда.
У меня дети(5-6 класс) не относились к урокам информатики как каторге, был интерес. Не сказать что это прям у всех, но тем не менее.

Ну это тоже относительно. Ко всем сразу подход не найти, даже если их 10 человек а не 24

Максим, интересно было почитать твою статью!
С образованием на Украине печально, а граммотные людяи не востребованы... И это не изменится «снизу» пока не будет изменений «сверху».
Жаль что с IT у тебя не сложилось — уверен что ты уже был бы лидах как минимум :-) Надеюсь, что курсы QA были для тебя полезными и хотя бы этот преподаватель тебя не разочаровал ;-)
Верю что все у тебя получится! И искренне желаю успехов!

Стёб? Мсье читает между строк, приплетает свое и судит людей превратно со своей колокольни? Такие твои комментарии в чуть ли не каждом посту на ДОУ. Не лучше ли потратить столько же времени на что-то стоящее (саморазвитие, заняться спортом, поработать в конце концов), нежели пытаться сомнительно умничать (почти 15000 комментариев!) ради мифического самоутверждения? ;-)

Я знаю Максима лично и сказал то, что сказал. Максим грамотный и образованный человек, который добросовестно и с энтузиазмом делает то, за что берется. Такие люди на практике делают полезные вещи, а не попросту разглагольствуют в интернете, как это делает автор комментария выше.
«Языком молоть, не мешки ворочать» ©

P.S. Виктор, можешь отписать пару колкостей мне в ответ и/или поразбирать по фразам то, что я написал (как ты обычно это делаешь), если тебе действительно больше нечем заняться. Этим ты подтвердишь мою правоту ;-)

Витя, жги еще про «жевать яйца банкиров» и т.п.! :-D Премия «DOU cрачник года» считай твоя! )))

«Собака лает — ветер носит, а караван идет» ©

Спасибо! Рад твоему интересу. Я проходил несколько раз по конкурсу и после тестовых, но тим-лиды не брали из-за возраста, так и говорили. Но их можно понять — как 26-летняя девушка будет руководить седым дядькой? Ей не комфортно и это понятно. Тебе — всегда очень благодарен, часто вспоминаю и пользуюсь твоим опытом. Ты — хороший учитель!

Большое спасибо за интервью, очень интересно. Классно, что есть увлеченные люди, которые хотят заниматься с детьми (также приятно удивлена количеством комментариев от людей с опытом преподавания в школе).

Максим, желаю вам удачи во всех начинаниях, и надеюсь, вы не насовсем оставите преподавание в школе.

Лично мне статья попала очень в тему, как раз вчера думала:
1) если бы у меня был другой учитель математики, как бы сложилось мое обучение и выбор профессии (навеяло вот этой статьей: snob.ru/selected/entry/116388
2) как меняет людей вот это «терпи, брат, надо семью кормить» (наверное, не лучшим образом)

Спасибо за статью. Да, все верно, я вижу по своему старшему сыну. И что делать с этой системой не понятно :(

Прочитав як сам наче це все пережив, тільки позитивних моментів буде по менше. Так гарно почали, а в кінці раз такі

Скажу правду: в школе мне не место.
Та якщо взятись, зараз практично нікому там не місце: як вчителям, так і самим учням (!). На рахунок
Дети видят в образовании систему угнетения, и любой представитель системы — враг по определению. Умудрённые опытом коллеги мне сказали, что пока в образовании действует только машина подавления, в результате чего к 6 классу у детей вырабатывается стойкое сопротивление, и работать их можно только заставить.
якщо заставляєш вчитися — ти ворог, якщо жалієш — ти “няшка”, можна в нього не вчитись бо він добрий + починається панібратсво і вилазка на голову. Між іншим, от в цьому і проблема, дуже важко віднайти цю ідеальну формулу “кнут і пряник”, коли до кожного учня фактично треба підбирати її індивідуально, загальна не пройде, рано чи пізно десь і з кимось почнуться проблеми. От чому в Європі освіта спрямована на особистість (особливо це добре видно в Фінляндії), а в нас ніби є, переходим/перейшли, але насправді все побудовано на принципі “совкового колективізму” (як і вся система освіти).
По моим подсчётам, в прошлом году у меня пропало 30% уроков (семинары, фестивали, конкурсы и подготовки к ним, я вот две недели репетировал с детьми танцы вместо уроков — дети репетируют, а я должен быть с ними в целях безопасности).
И куча, гора целая никчемной документации! Паспорт кабинета, журналы, календарное планирование, акты сдачи кабинета, журналы техники безопасности, методические разработки — тысячи их. Я до сих пор не сдал кучу документов, которые сдаются до 1 сентября..
Всі про це знають, всі розуміють, але ніхто не хоче вирішувати ці проблеми — просто “деякі” люди втратять свої функціональні повноваження (які нікому особо не потрібні) і полетять голови. Можна сказати, що наша система освіти іще той “монополіст” по завантаженню роботи педагогів.
Про матеріальну базу взагалі промовчимо, там буквально доводиться витягувати останнє з тої техніки.
Хочеться іще так багато написати, обговорити і не менше запитати, але це вже на окремий топік потягне. Тому задам дуже актуальне питання: Ви матеріали зберігали у відкритому доступі, створювали свій блог/сайт де ділитесь своїм досвідом? Просто шкода буде, що Ваші старання/напрацювання можуть канути в лету...

Теж мав щастя викладати інформатику в сільській школі (від 2 до 11 класу). Хоча очікував, що буде найважче з молодшими класами, виявилося навпаки, малеча проявляла просто шалену зацікавленість, старшокласників зацікавити значно важче.
Також відхилявся від програми навчання, щоб підтримувати зацікавленість дітей. В програмах навчання не подобалося те, що вивчення одних і тих же тем повторюється з року в рік. Матеріальна база — жах, інтернет носив з собою.
Щодо мотивації дітей: дійсно, є ті у кого вона відсутня, але є й діти до яких хочеться йти на урок і заради них варто працювати.
Робота вчителя — одна із найкращих і в той же час найбільш невдячна і недооцінена. Багато хто зараз вважає, що маючи google, вчителя непотрібні. Але забувають, що не маючи базових знань (фільтрів), не зможуть знайти раціональне зерно в тому морі інформації (часом, просто смітті), що видає машина. І результат такого ставлення до освіти вже добре видно.
Успіхів Вам у цій нелегкій праці!

Жандарм из меня плохой, поэтому бардак на уроке.
Заміняв пару разів, дуже давно, викладача інформатики. Навчав діточок пубертатного віку, класів 9-10. Вони зрозуміли, що буде халява, та особливо не намагалися гризти граніт науки. Так їм здавалося. Неправильно вони зрозуміли. Я почав лекцію з малювання, час від часу повертаючись до аудиторії. Позаду був постійний гомін. Повернувшись до класу, вибрав рандомного учня, який, на мою думку, порушував дисципліну, й вигнав його з класу.
— А я нічого не робив, я мовчав сидів! (стандартна спроба відмазатися)
— Мені байдуже, будеш це розповідати викладачеві, що ти робив, що не робив. Я не хочу розбиратися в цьому. Вставай та геть з класу.
— :(..

Все! Всі потім були як мишенятка. За це я їм на доступних прикладах розповів про масиви. :)

Вчитель не має права виганяти учня за двері. Якщо можна було, то було б набагато легше.

Вчитель може й не може, але я ж не вчитель ;)

Тем не менее ответственность за то что с ним случится будет на вас.

Якщо людина захоче встрягти в халепу, він може відпроситися вийти та знайти таки пригоди на свою молоду дупоньку. Постійний контроль не потрібен, в нас його не було, але ми якось вижили...

Человек может отпросится — но отпуская его ответственность лежит на учителе. Поэтому учителя или не отпускают, или отпускают тех кто на хорошем счету(в которых уверены).
Конечно контроль не нужен. Но не с этой системой. В системе где ученики сами бы хотели учится, родители бы их мотивировали и дисциплинировали, такая необходимость бы отпала.

Я четыре раза прошлой весной ездил с детьми в травматологию. Кто — на трудах, кто — на перемене травмировался... Их нельзя оставлять одних! Это — закон.

Може їх треба просто навчити примітивним правилам безпеки? В нас за все життя в школі було тільки дві особливі події, які можна було б розглядати як травмування. Тому що працювали прості правила: не лізь туди де можеш травмуватися, бачиш що хтось туди лізе — зупини. Нам їх пояснювали й батьки й старші діти.

Пфф. Молодой человек мог просто отказаться куда-то выходить.

як на мене нічого особливого не помінялося в нашій шкільній освіті за останні років 15...

Мрачная история, да. Удачи.

К слову сказать, мой старший сын и его молодая жена учились на архитектуре во французской группе. Мы потратили на его образование около 34 000 евро за 6 лет. Они оба каждое лето стажировались в архитектурных фирмах Европы (Париж, Страсбург, Лион, Барселона, Марсель). Есть знаковые объекты в стране, построенные по их проектам (парк Ракет в Днепре, например, два памятника Воинам АТО в области). Они 16 лет учились как проклятые. Так вот, работы у них нет!
так может стоит рваться не в Киев, а в ЕС, где такие люди нужны?

Они с женой и целятся на Канаду. Это понятно. Я — про востребованность квалифицированных кадров в Украине.

Ну так внутренний рынок скорее мертв чем жив, поэтому востребованность квалифицированных кадров, к сожалению, отсутствует. Вариантов легально зарабатывать деньги внутри страны головой практически нет.

Максим, отличная статья. Очень уважаю ваш труд и отданность делу. Прочитал статью в запой. Был немного удивлен насчет эффективности вашего сотрудничества с BrainBasket. Попросил моего коллегу Илью Онищенко из фонда с Вами оперативно связаться и обсудить как дальше вместе двигаться. У нас как раз сейчас есть для Вас оплачиваемая работа от фонда с группами для взрослых и детей тоже.

А вы пойдите, поработайте годик в школе. Уверяю вас, весь ваш сарказм исчезнет

Да, в нашей системе образования полно недостатков. Но очень мало людей пытаются привнести что-то хорошее в эту систему. Зато полно «умников», которые считают что все вокруг «недоучки», мол одни они только все «знают»... жаль вот только, что ничего не умеют.
Максим же вместо того, чтобы заставлять детей списывать тетрадки, пытался привить детям интерес к информатике, при своей мизерной зарплате таскал из дому запчасти и ремонтировал компьютеры к которым 15 лет никто не притрагивался, а вы его все-равно с г_ном смешали.
И дело здесь не в «совке», а в людях (особенно таких как вы). Никто не упускает возможности облить учителя грязью, а потом удивляются «почему так мало хороших учителей» или «почему хорошие учителя долго не задерживаются в школе».

живут в вымышленном мире с пони, какающими бабочками
Как раз наоборот, это вы живете в мире где «хорошие» учителя — это идеальные существа без нервной системы, питающиеся одной только духовной пищей.
Если бы он не обвинял учеников и родителей, я бы его не ругал.
Такова реальность, он в этом не виноват. Конечно, не стоит быть категоричным, есть и хорошие дети и есть даже родители, которые сами угнетают своих детей требуя от них слишком много.
Кроме того в одиночку со всей нонешней системой образования он ничего не сможет сделать, даже если захочет
Если так каждый будет думать, то да. Но на самом деле это огромное заблуждение! Даже самые сложные вещи можно изложить в доступной для детей форме, а «ненужные» моменты упустить — никто из министерства не придет к вам на урок и не будет бить по рукам за это. Обучающих материалов тоже полно, выбирайте что нравится.
Она вся выступит против него (все люди в этой системе) и выпрет его из системы.
На самом деле, в моей школе были даже очень рады когда я к ним пришел. Никто меня не «выпирал», я сам ушел. Максима, тоже вот радостно приняли
Я бы сказал, что в ней сейчас уже нет никаких достоинств. Эта система один сплошной недостаток.
Ну и что вы предлагаете? Уйти в массовый запой и щедро поливать чернозем слезами, чтобы хоть как-нибудь выжить? Время сейчас такое: науки развиваются с сумасшедшей скоростью а школа за ними не поспевает и, я уверен, эта проблема не только в Украине есть
А я что не совок
А чего вы зациклились на «совке». Это часть нашей истории. И какой бы она не была — она наша. Как бы там ни было: хорошее стоит помнить, а плохое не стоит ворошить, нужно дальше жить.
Дети всегда были детьми и грош цена тому педагогу, который этого не понимает.
С этим никто не спорит
Ты очень мало знаешь о нонешней системе образования (странно, что ты в этой системе даже поработал)
Открою вам секрет — я еще 7 лет отработал в вузе:) И знаю о системе не по наслышке. Не знаю правда, как обстоят дела в РБ и не буду расписываться за всю Украину. Но все, что писал — только из собственного опыта.
И пока совка мы не вырежем из своего мозга, так в совке и будем жить
Начинайте с себя! Иначе он уедет с вами в другую страну:))))

Я не знаю как обстоят дела с другими предметами, но по информатике мне тоже не очень нравились учебники. Суть такова: каждая тема расписана в виде увлекательного рассказа со сказочными героями (2 класс). В результате получается интересно, но то что можно было изложить на треть страницы, получается на 2 страницы. И главное: дети обращают внимание на сказочных героев, а определения — упускают:). В результате — знаний 0, если дети сами читают такую книгу.

На эту тему можно общаться бесконечно. Но, наверное, стоит прекращать, а то еще забанят:)
Единственное, что хочу еще сказать: ответственность за образование ваших детей лежит прежде всего на вас, а школа это вторично. Вижу, что вы занимаетесь со своими детьми, значит все у них будет ок. Главное не перегибайте палку: лучше пусть будут плохие оценки, чем убитая психика.
Удачи!

Родители плохие только в том, что некоторые считают якобы ответственность за образование и посещаемость целиком лежит на педагогах. Когда в семье все хорошо, проблем у него в школе зачастую тоже нет.

Это само собой. Но это их не оправдывает.

Якщо у вас не виходить працювати з дітьми, то не перекладайте свій досвід на інших. Приклад буквально нещодавно. Хеловін, діти бігають по дитячому клубу й бісяться. Розсипали олівці на підлогу. Через те, що я в них не авторітет, мої прохання прибрати були успішно проігноровані. Але діти швиденько здали винуватих. Звернення до винуватих канули в Лєту. Ігнор повний, це не я, хата не моя. Тоді я нахилився і зі словами, що вам не соромно, що я, здоровий дядька прибираєть за вами, почав збирати олівці. Допомагати мені кинулися всі, і ті хто розсипав, й ті хто нічого не робив. За це я їм показав як збирати орігамі «машинку». Все, в подальшому я був кращим корєшом. Дитяча психологія відрізняється від нашої з вами. Вона простіша, жорстокіша, примітивніша, відвертіша, інколи й хитріша. Шукайте підходи до всіх і до кожного. І будете кращим вчителем на Землі

чудова історія і дуже правильний підхід у даній ситуації

Тоді я нахилився і зі словами, що вам не соромно, що я, здоровий дядька прибираєть за вами, почав збирати олівці.

Должен заменить, что в этой ситуации вам попались чрезвычайно культурные и ответственные дети

Ну а реклама госнокурсов и подобного мусора вообще потрясли.
Какие из приведённых курсов вы отнесли к этой категории?

Ясно. А если курсы бесплатны, и потому их показывают в школах?...

А чего они орут — вава в голове? Может много углеводов дают на завтрак?

Кстати как дети откликаются — когда им объясняешь, что они нищеброды, их родители неудачники и быть программером единственный путь?)

Примерно так: «Тю, так а шо?»

те шо в адэквате — всё понимают, со всем соглашаются на словах и ничё не делают ))
те шо не в адэквате.... до их понимания слова преподавателя вообще не доходят )))
исходя из моей статистики... где-то на 50 учеников школьного возраста реально что-то делало (осознано) <5

оно то да, хотя могу сказать, что учясь в 3-х разных классах, всегда находилось 3-4 программиста кроме меня, педалили Delphi/Basic, игры какие-то на OpenGl, с 5-ого класса началось всё это.

Я учил школьников класс 7, в ШАГе (бывали школьники тоже там), не помню криков особо, собственно сам когда был в 5 не помню тоже. Были правда всякие ТП, хотя термина еще не изобрели. Были гопота мелкая. Неуважение друг к другу без особых причин. Попытки усадить учителя в лужу, на знаниях.

По моим ощущениям, я любил все предметы, мне всё было интересно. Незнаю, может быть от дефицита информации, любой человек, что-то знающий, казался находкой.

Почему-то горький осадок остался после прочитанного

хорошая статья, тоже имел опыт обучения школьной аудитории, все описанные проблемы с отсутствием мотивации и пофигизмом учеников подтверждаю на 100%. Параллельно ищите другую работу, всё реально! насильно никого счастливым (умным) не сделаешь, на одних альтруистах качественную систему образования и мотивации не выстроить, тут нужен комплексный подход с гос. поддержкой и саамое главное с достаточным финансированием.

Спасибо, интересно.
Желаю удачи!

Такие учителя, а не Министры Образования, должны быть Героями демократической Украины.

Пани Министр, Вы согласны?

господин Долгих,
напишите, пожалуйста, мне — проф. информатики в Нац. авиационном университете (Киев), [email protected] (066-224-20-36).

Підписатись на коментарі