Макс Грынив: «Я не стараюсь заработать все деньги, я работаю так, чтобы было интересно»
Один из наиболее успешных украинских разработчиков игр для мобильных платформ в прошлом работал в автосервисе, в суде и даже учил желающих танцевать брейк-данс. Мы встретились с ним на конференции GameDev во Львове, где он выступал с докладом и рассказывал о разработке игр в целом и Contre Jour в частности. Свои выступления на публике Макс любит начинать из акробатических трюков — как он сам объясняет, для привлечения внимания:
Макс Грынив,
Игру Contre Jour разработчик создавал почти в одиночку, но в дальнейшем планирует работать с командой. В интервью ДОУ Макс Грынив рассказал о своих дальнейших планах.
— Планируешь ли ты создать собственную гейм-студию?
— Да, планирую. У меня уже есть команда — нас трое (еще один девелопер и художник), и мы планируем расширяться дальше. Какой будет студия? Зависит от того, какие будут проекты и масштабы. Для текущей работы достаточно той команды, которая есть. Втроем пока что справляемся.
— Где планируешь искать людей? Специалистов во Львове хватает?
— Пока да. Но, на самом деле, во Львове с кадрами тяжело. С программистами еще более-менее — если есть потенциал, человека можно быстро натренировать, я знаю, как это делать. А вот с художниками ситуация сложнее. Несмотря на то, что во Львове есть Академия искусств, художников, способных рисовать игры, практически нет. Мало людей, которые кроме того, что сильно рисуют, еще и знают техническую сторону, знают, как рисовать правильно. Поэтому в том, что касается художников, возможно, будет сотрудничество с другими, уже сформированными командами, отработавшими не один проект. Такие команды есть в других городах Украины, в России.
— Раньше ты говорил о том, что во Львове нет разработчиков игр, сейчас ты поменял свое мнение?
— Разработчиков игр во Львове действительно практически нет.
Но, по большому счету, game developer не отличается от разработчика веб-проектов или софта. Например, за свою карьеру я писал секьюрити-софт, системы для обработки видео, веб-аппликации и т.д.
Конечно, во всем есть своя специфика, но она — это 5% всей разработки, остальные 95% — база, а она везде общая.
— Почему такая ситуация? В целом в Украине геймдев развит?
— В Украине геймдев развит очень слабо. Даже если сравнивать с нашими соседями — Польшей, Чехией, Венгрией, — он почти отсутствует. Особенно мало проектов и команд, которыми действительно можно гордиться. Но это проблема не столько геймдева, сколько любого продуктового бизнеса в Украине. Мы не делаем ничего своего. Мы экспортируем сырье. Уголь, кругляк, мозги.
Если бы на 10 девелоперов в аутсорсе был хоть один, который делает отечественный продукт, ситуация была бы намного оптимистичней.
— Кстати, а чем ты еще занимался раньше, до разработки игр?
— Много чем. Работал в автосервисе, статистиком в суде, тренером брейк-данса, преподавал в Компьютерной академии «ШАГ», девелопил в аутсорсе.
— Расскажи о работе над Contre Jour: сколько времени длилась разработка, сколько стоила?
— «Демка» стоила ноль. То есть, я могу посчитать свою зарплату и назвать ее, или посчитать, сколько потратил на питание и бензин за это время. Я не вкладывал свои деньги в игру, только время. В общем, из чего берется цена разработки? 90% бюджета — это зарплата команды.
В целом разработка всей игры стоила около 5 тыс. долларов США. В эту сумму входит зарплата художника, деньги на iPad. Макбук я занял у друга, на него не тратился.
По времени вся разработка длилась 7 месяцев. Очень много всего менялось. Механику переписывал
Плюс еще два месяца ждал на паблишинг. Издатель решил, что лучше выпустить игру именно в конце лета. Символично, что вышла она 24 августа — в День независимости Украины.
— Какая сейчас статистика по Contre Jour?
— Точно подсчитать сложно. В лучшие дни игру скачивало больше 30 тыс. пользователей, меньше 1 тысячи загрузок за сутки еще не было (это только платные).
Если приблизительно, то около 1,5 млн. человек ее скачало, вместе с пиратами. А пиратство превышает 50%.
— Ты уже начал работу над Contre Jour 2?
— Да, пока игра на стадии раннего прототипа.
— Свою следующую игру ты собираешься писать под PlayStation. Чем объясняется такая особенная любовь к этой консоли?
— Это не столько PlayStation, сколько любовь к приставкам в целом. Можно сказать, что эта любовь особенная, и возможно, в чем-то нездоровая. Я понимаю, что среди портативных устройств будущее за мобильными телефонами, планшетами, универсальными гаджетами.
Но игру я собираюсь делать именно под мобильную приставку — PlayStation Vita. Я осознаю, что это намного меньший рынок, я знаю, что он падает и, возможно, вообще умрет в будущем. Но, с другой стороны, через 10 лет будет классно сказать: «А вы знаете, были когда-то портативные приставки, и я для них разрабатывал игры!»
Приставки — именно то, с чего вырос игровой рынок. И, если у меня есть возможность создать что-нибудь на этом рынке, я это сделаю.
Еще один нюанс: я не стараюсь заработать «все деньги», я работаю так, чтоб было интересно. На PlayStation мне будет интереснее.
— Мы сегодня находимся на конференции разработчиков игр во Львове. Ты посещаешь похожие мероприятия вне Украины?
— Пока что ездил только по Украине, теперь буду расширять географию.
Раньше не приглашали. Сейчас пригласили на BlackBerry DevCon в Амстердаме, наверное, туда поеду. Также есть приглашение на Game Developers Conference в Сан-Франциско, туда поеду точно. Пока в статусе гостя, еще не дорос до того, чтобы там выступать с докладами.
На GDC будут обговаривать вещи, о которых у нас даже не задумываются. Там гейм-дизайн, дизайн человеческих эмоций рассматривают как научную дисциплину. Если у нас все делается на интуитивном уровне — «есть идея — взял и сделал», — то у них изучают, как рождаются человеческие эмоции, как их вызвать, что нужно для этого делать. Будет много докладов такого плана, по гейм-дизайну, думаю, будет интересно.
— Сейчас чувствуется усиление эмиграционных настроев. Не появлялось мысли уехать из Украины?
— Мне комфортно почти везде. Я жил в Малайзии, работал в Праге, мне везде было классно, и, аналогично, мне классно здесь. Одну игру написали с другом во время путешествия по Юго-Восточной Азии (Индия, Малайзия, Шри-Ланка, Таиланд).
Но если говорить о том, чтобы уехать из Украины, то пока конкретного решения нет, все возможно. Если здесь у меня не будет возможности работать, конечно, я уеду.
23 коментарі
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.