От аутсорсинга к стартапу
Несомненно, в Украине сейчас наблюдается неуклонный рост количества стартапов, и большинство из них так или иначе имеют отношение к Интернету.
В числе последних удачных отечественных начинаний — программа
— Почему аутсорсинговая компания решила разрабатывать свой продукт?
— На самом деле, это не аутсорсинговая компания решила. Дело в том, что я являюсь совладельцем N-IX, и при этом еще и занялся разработкой продукта. Это была моя личная инициатива.
—
— Да, первый.
— Скажите, Андрей, Вы уже руководили до этого командой разработчиков собственного продукта?
— В общем, да. Компания N-IX начинала свою деятельность с разработки двух собственных программных продуктов, которые потом были успешно проданы компании Novell. Но потом мы переориентировались на аутсорсинг. Поэтому у меня есть минимальный опыт выведения продуктов на рынок, и мне кажется, что в будущем многие украинские аутсорсинговые компании переориентируются на разработку собственных продуктов. Во-первых, аутсорсинг не настолько интересен, а во-вторых, в нем невозможна такая степень роста.
— Насколько сильно процесс разработки своего продукта отличается от аутсорсинга?
— Сама процедура разработки не отличается ничем. Но в случае с— Какие трудности встречаются в разработке и продвижении программных продуктов в Украине?
— Главная трудность — психологическая. Мы собрали команду разработчиков, которые до этого не занимались своим бизнесом, и предложили им часть компании. Однако они не совсем могут понять разницу между работой на кого-то и работой в своей компании, что на себя стоит работать с бoльшим энтузиазмом. Другая трудность: при выходе на американский или европейский рынок довольно трудно понять принципы жизни и привычки людей, которые так отличаются от наших. А чтобы предложить хороший продукт, нужно это понимать, тем более, что мы ориентируемся в первую очередь на рынок США и Европы, а потом уже на Украину.
— Вы сами набирали команду разработчиков?
— Нет, мы уже работали с этими людьми, и была идея такого продукта. Потом они сделали прототип программы, запустили его, и после этого искали бизнес-партнера, который смог бы продвигать продукт и инвестировать в развитие проекта.
— Команда разработчиков
— С юридической точки зрения — пока нет. Но реально это отдельная компания, которая будет зарегистрирована юридически при следующем раунде инвестиций.
— Сколько людей участвовало в разработке?
— Всего 13 человек, включая меня. Из них 4 человека работали с полной занятостью, остальные — с частичной.
— Какие технологии были использованы при разработке?
— Это PHP. Основной целью было показать пользователям и инвесторам функциональность продукта, поэтому мы сознательно выбирали наиболее простые и быстрые способы реализации.
— Почему был выбран именно такой продукт? Чья была идея?
— Такой продукт был нужен многим, в том числе и именно аутсорсинговым организациям, сотрудники которых очень много общаются в IM. Через несколько месяцев после разговора трудно не только найти его в логах, но и вспомнить, в каком именно мессенджере он состоялся. Так что идея витала в воздухе, а мы рискнули ее реализовать.
— Как Вы оцениваете коммерческие перспективы продукта?
— По оценкам Gartner, в мире около 500 млн. пользователей интернет-пейджеров, и в будущем они все больше будут использоваться для бизнеса. Статьями дохода от нашей программы будут реклама и платные сервисы для бизнес-пользователей. Например, после онлайн-конференций люди часто отсылают кому-то ее логи. Мы хотим сделать онлайн-площадку, где можно будет открыть общий доступ к истории переговоров, делать пометки, комментарии и т.п. Еще один возможный платный сервис — это сохранение на сервере аудиозаписей разговоров через Skype. Ну, а для обычных, частных пользователей сервис, скорее всего, так и останется бесплатным.
— Как Вы планируете продвигать продукт на рынок?
— Мы уже запустили PR-кампанию в США с помощью российского агентства Go2market, специализирующегося на выведении на западный рынок стартапов. Уже выходят статьи в популярных западных IT-журналах, проводятся брифинги с аналитическими агентствами и таргетинг IT-блоггеров. Ещё один путь продвижения — внедрение сервиса как плагина к мессенджерам. В ближайших планах — сертификация со Skype и другими IM, целью которой станет включение
— Если бы сейчас была возможность начать все сначала, что бы Вы изменили в процессе работы над продуктом?
— Начали бы раньше заниматься маркетингом. Так как мы все — разработчики, мы больше концентрировались именно на девелопменте, а с точки зрения теперешнего опыта могу сказать, что сначала всё-таки нужно заняться маркетингом, увидеть потенциал. А мы сделали работающий продукт, которым пользуются уже около 30 тыс. человек, но по тренду роста пока все еще не можем сказать, будет ли у нас когда-нибудь 3 млн. пользователей. А это именно то, что нужно инвесторам.
— Сколько времени заняла разработка?
— Первый релиз у нас был в мае 2007 г., а началась разработка в феврале. После этого мы уже выпустили две версии, на каждую из которых уходило по три месяца. Но на старте релизы были более сложные, теперь релизы будут чаще — где-то раз в месяц.
— Какие ниши могут быть потенциально доступны для стартапов?
— Идеи нужно искать среди того, что нужно вам, но чего нет на рынке. Например, мы 2 года назад искали хорошую систему управления кадрами и самим процессом хедхантинга. Такой системы не было, мы не нашли того, что нам нужно: везде были либо слишком масштабные решения, либо системы были ориентированы на рекрутинговые агентства. Тогда мы нашли маленький стартап из США, созданный индийскими программистами, которые за
— Сравнительно недавно состоялся релиз Simkl — решения, аналогичного
— Ну, у нас был первый релиз в мае, у них — в декабре. Я читал интервью с основателем этой компании, он говорит, что в начале разработки они ничего не знали про
— Вы планируете продавать проект?
— В принципе, хорошо продаться — это, на наш взгляд, замечательный вариант. Например, если проект покупает Google, то им сразу начинает пользоваться очень много людей, просто из интереса. Просто продаться кому-то, кто не сможет поддержать и расширить сервис, нам не настолько интересно. Кроме того, в планах на будущее — выведение компании на прибыльный уровень и развитие сервиса в виде социальной сети с сохранением, синхронизацией и возможным открытым доступом к контактам.
18 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.