От аутсорсинга к стартапу

Несомненно, в Украине сейчас наблюдается неуклонный рост количества стартапов, и большинство из них так или иначе имеют отношение к Интернету.

В числе последних удачных отечественных начинаний — программа IM-History, позволяющая сохранять историю общения через разные интернет-пейджеры на одном сервере. Андрей Павлив — совладелец львовской аутсорсинговой компании N-IX и руководитель команды разработчиков продукта IM-History, — рассказал об опыте разработки своего программного продукта и продвижения на рынок.

— Почему аутсорсинговая компания решила разрабатывать свой продукт?

— На самом деле, это не аутсорсинговая компания решила. Дело в том, что я являюсь совладельцем N-IX, и при этом еще и занялся разработкой продукта. Это была моя личная инициатива. IM-History разрабатывали люди, которые до этого работали в разных аутсорсинговых компаниях во Львове.

— IM-History — первый продукт вашей команды?

— Да, первый.

— Скажите, Андрей, Вы уже руководили до этого командой разработчиков собственного продукта?

— В общем, да. Компания N-IX начинала свою деятельность с разработки двух собственных программных продуктов, которые потом были успешно проданы компании Novell. Но потом мы переориентировались на аутсорсинг. Поэтому у меня есть минимальный опыт выведения продуктов на рынок, и мне кажется, что в будущем многие украинские аутсорсинговые компании переориентируются на разработку собственных продуктов. Во-первых, аутсорсинг не настолько интересен, а во-вторых, в нем невозможна такая степень роста.

— Насколько сильно процесс разработки своего продукта отличается от аутсорсинга?

— Сама процедура разработки не отличается ничем. Но в случае с IM-History у нас, кроме разработки, еще фигурируют продакт-менеджмент, маркетинг, PR — то есть работа, которую аутсорсинговые компании обычно не делают.

— Какие трудности встречаются в разработке и продвижении программных продуктов в Украине?

— Главная трудность — психологическая. Мы собрали команду разработчиков, которые до этого не занимались своим бизнесом, и предложили им часть компании. Однако они не совсем могут понять разницу между работой на кого-то и работой в своей компании, что на себя стоит работать с бoльшим энтузиазмом. Другая трудность: при выходе на американский или европейский рынок довольно трудно понять принципы жизни и привычки людей, которые так отличаются от наших. А чтобы предложить хороший продукт, нужно это понимать, тем более, что мы ориентируемся в первую очередь на рынок США и Европы, а потом уже на Украину.

— Вы сами набирали команду разработчиков?

— Нет, мы уже работали с этими людьми, и была идея такого продукта. Потом они сделали прототип программы, запустили его, и после этого искали бизнес-партнера, который смог бы продвигать продукт и инвестировать в развитие проекта.

— Команда разработчиков IM-History так и не стала отдельной организацией?

— С юридической точки зрения — пока нет. Но реально это отдельная компания, которая будет зарегистрирована юридически при следующем раунде инвестиций.

— Сколько людей участвовало в разработке?

— Всего 13 человек, включая меня. Из них 4 человека работали с полной занятостью, остальные — с частичной.

— Какие технологии были использованы при разработке?

— Это PHP. Основной целью было показать пользователям и инвесторам функциональность продукта, поэтому мы сознательно выбирали наиболее простые и быстрые способы реализации.

— Почему был выбран именно такой продукт? Чья была идея?

— Такой продукт был нужен многим, в том числе и именно аутсорсинговым организациям, сотрудники которых очень много общаются в IM. Через несколько месяцев после разговора трудно не только найти его в логах, но и вспомнить, в каком именно мессенджере он состоялся. Так что идея витала в воздухе, а мы рискнули ее реализовать.

— Как Вы оцениваете коммерческие перспективы продукта?

— По оценкам Gartner, в мире около 500 млн. пользователей интернет-пейджеров, и в будущем они все больше будут использоваться для бизнеса. Статьями дохода от нашей программы будут реклама и платные сервисы для бизнес-пользователей. Например, после онлайн-конференций люди часто отсылают кому-то ее логи. Мы хотим сделать онлайн-площадку, где можно будет открыть общий доступ к истории переговоров, делать пометки, комментарии и т.п. Еще один возможный платный сервис — это сохранение на сервере аудиозаписей разговоров через Skype. Ну, а для обычных, частных пользователей сервис, скорее всего, так и останется бесплатным.

— Как Вы планируете продвигать продукт на рынок?

— Мы уже запустили PR-кампанию в США с помощью российского агентства Go2market, специализирующегося на выведении на западный рынок стартапов. Уже выходят статьи в популярных западных IT-журналах, проводятся брифинги с аналитическими агентствами и таргетинг IT-блоггеров. Ещё один путь продвижения — внедрение сервиса как плагина к мессенджерам. В ближайших планах — сертификация со Skype и другими IM, целью которой станет включение IM-History в их стандартную поставку.

— Если бы сейчас была возможность начать все сначала, что бы Вы изменили в процессе работы над продуктом?

— Начали бы раньше заниматься маркетингом. Так как мы все — разработчики, мы больше концентрировались именно на девелопменте, а с точки зрения теперешнего опыта могу сказать, что сначала всё-таки нужно заняться маркетингом, увидеть потенциал. А мы сделали работающий продукт, которым пользуются уже около 30 тыс. человек, но по тренду роста пока все еще не можем сказать, будет ли у нас когда-нибудь 3 млн. пользователей. А это именно то, что нужно инвесторам.

— Сколько времени заняла разработка?

— Первый релиз у нас был в мае 2007 г., а началась разработка в феврале. После этого мы уже выпустили две версии, на каждую из которых уходило по три месяца. Но на старте релизы были более сложные, теперь релизы будут чаще — где-то раз в месяц.

— Какие ниши могут быть потенциально доступны для стартапов?

— Идеи нужно искать среди того, что нужно вам, но чего нет на рынке. Например, мы 2 года назад искали хорошую систему управления кадрами и самим процессом хедхантинга. Такой системы не было, мы не нашли того, что нам нужно: везде были либо слишком масштабные решения, либо системы были ориентированы на рекрутинговые агентства. Тогда мы нашли маленький стартап из США, созданный индийскими программистами, которые за 2-3 месяца написали соответствующую систему. Так вот, они успешно развиваются по сей день, обзавелись серьезными корпоративными клиентами. Поэтому если вы не можете найти какое-то решение для себя и своих задач, — это уже хорошая идея для стартапа. Зачем делать продукт только для внутреннего использования, если можно сделать его для всех?

— Сравнительно недавно состоялся релиз Simkl — решения, аналогичного IM-History. Как Вы относитесь к такой конкуренции?

— Ну, у нас был первый релиз в мае, у них — в декабре. Я читал интервью с основателем этой компании, он говорит, что в начале разработки они ничего не знали про IM-History. Но мне кажется всё-таки, что они начали разработку уже после того, как мы представили первый релиз. Они, собственно, используют другую техническую реализацию. Мы предлагаем установку ПО на жесткий диск и загрузку уже имеющейся истории на сервер, а Simkl позволяет только использовать свой сервер как прокси. Кроме того, они по определению не могут поддержать, к примеру, Google Talk или Skype. Такая идея приходила и нам в голову, и мы рассматриваем возможность реализовать такой способ как альтернативу — технически это довольно несложно. Нам даже интересно, что появился конкурент. После того, как мы о них узнали, команда даже начала работать более эффективно. Тем более что конкуренты — тоже украинцы.

— Вы планируете продавать проект?

— В принципе, хорошо продаться — это, на наш взгляд, замечательный вариант. Например, если проект покупает Google, то им сразу начинает пользоваться очень много людей, просто из интереса. Просто продаться кому-то, кто не сможет поддержать и расширить сервис, нам не настолько интересно. Кроме того, в планах на будущее — выведение компании на прибыльный уровень и развитие сервиса в виде социальной сети с сохранением, синхронизацией и возможным открытым доступом к контактам.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn



18 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Если не секрет, то назовите ту команду, которая написала систему управления кадрами или посоветуйте что-нибудь для рекрутингового агенства.Заранее спасибо.

Приємно здивувала присутність Linux-версії. Успіхів!

интересный сервис. и все-таки лично я бы не хотел сохранять историю своих сообщений где-то за пределами ПК

Все стоит попробовать. удачи

а что за компания что написала систему управления кадрами и самим процессом хедхантинга?

13 человек в im-history имеют доступ к твоей истории

Ребята, не пишите SMS — их потом киевстаровцы и МТСники могут в инет выложить;)

13 человек в im-history имеют доступ к твоей истории

С чего это следует? Это конечно возможно, но вовсе необязательно. Возможно, ни один из них доступа не имеет — технически, по крайней мере, все осуществимо.

censio, Существующий функционал платными не предвидится, кроме того добавится еще много бесплатного (нет предела совершенству:)) Над рекламой думаем оч. крепко чтоб не вызывать раздражение, пока лишь могу сказать, что больше чем в gmail ее не будет.Вопрос о безопасности сейчас волнует многих потенциальных пользователей, это касается как IM-History так и конкурирующий сервис. Основные причины понятны — новый сервис на рынке, компания не всемирно известный бренд, переоценка важности IM переписки в отличии от e-mail. Похожая ситуация была когда-то с онлайновой почтой, но в конечном счете, пользователи оценили ее преимущество, именно доступ с любого места (работа, дом, и т.д.).Нелишним будет вспомнить что многие протоколы являются открытыми и злоумышленик обзаведясь сниффером может легко читать вашу переписку, это гораздо легче чем хакать серваки. Вопрос что же действительно так интересует этого соглядатая — дружеская болтовня, рабочие моменты с заказчиком или секс по мессенжеру? Помниться Hotmal играя на чувствах работников даже подписывал в конце каждого письма: Is your boss reading your email? Perhaps. Hotmail is your secure access.P.S. IM-History работает через HTTPS, босс нервно курит в сторонке:)

2Андрей Дегелер: это не ответ, непонятно какие из сервисом станут «платными и только для бизнес пользователей», кроме того не очень хочеться видеть кучу рекламы. впрочем вопрос с безопасностью и доверием волнует намного больше

cencio, ответ на второй вопрос есть в интервью: «...Статьями дохода от нашей программы будут реклама и платные сервисы для бизнес-пользователей.»

А как же поддержка украинского языка? Или хотябы русского? В симкле мне понравилось что уже сайт на украинском и русском языке, даже домены simkl.ua, simkl.ru есть. Когда будет поддержка ICQ6, чтобы была хотя бы возможность протестировать ваш сервис? А то пользуюсь simkl.com пока что.

проект интересный, слышал про него раньше, и линкедин выдает достаточно знакомые имена при поиске по ключевому слову., но ставить и юзать не стал по двум причинам1. кроме разного трепа в чате есть еще и клиенты, и не хочеться чтобы некоторые разговоры стали достоянием обществености, кто в этом случае отвецтвенен? команда которая даже юридически не оформлена? даже если допустить что они никогди и не прикаких обстоятельствах не здадут чужую хистори, возможен вариант, когда сервак просто хакнут.2. проект фришный, пока, а как в будущем на нем будут зарабатывать?, а то подсядеш на него, а потом прийдеться отказаться из-за неприемлимых условий.

Игорю, >> обычный парсинг логов софтаУ многих мессенжеров существует API, которые использует IM-History. Видно вы не очень хорошо разобрались, но уже выносите суждение.Насчет Simkl, есть подозрение, что он базируется на упомянутом вами sf.net, а именно open source проектеwww.imspector.org, хотя об этом ничего не сказано на сайте разработчиков. Однако, то, что Simkl работает через SOCK-4/5, без возможности работы через HTTP (точно так же как www.imspector.org), только усиливает подозрение.Лично я пользуюсь IM-History и рекомендую, если вы слышите странные звонки по телефону, если вам кажется что за вами кто то следит, воздержитесь от использования этого сервиса, а на ночь не забудьте вынуть сетевой шнур (:

Насчет развода для лохов я бы не был столь категоричен, веб почту юзают сотни тысяч и мало кто задумывается что ее может читать кто то из персонала. А уж у Гугла к примеру намного больше персонала с доступом к базе данных чем в этой конторе, но никто не говорит что к базе имеет доступ скажем пять тисяч человек. Обычно в таких конторах принимается по дефолту что секреты кастомеров хранят как зеницу ока.Так что я не думаю что все 13 читают твои месседжи и развлекаются. Если ты уже столь зашифрованый агент 007 то к примеру можно отказаться хранить историю определенных контактов.Лично я попробовал и мне этот сервис показался очень удобным поскольку теперь все под рукой, а мне приходится чататься из 3-х мест (работа, дом и ноут) используя несколько мессенжеров, что ж поделать если один кастомер пользуется скайпом, а другой msn. Единственный минус это то что нет поддержки 6-й аси, но я думаю парни из im-history это исправят.Спасибо за хороший продукт! И удачи!

Вин.Интервью интересное, продукт тоже неплох.По-моему, если они решат продавать его как продукт, а не как сервис, клиентов будет больше — все-таки отдать ключ к своим разговорам третьей стороне решится меньшинство.Лично я сказал «нет» этому сервису, пользую гугль ток с нативной историей и поиском: -) Скайп и ася — тупиковая ветка, как этого никто не поймет?

По Simkl, я лично знаком с Андреем Масиком, когда он был в Киеве еще в апреле, тогда он мне показывал свои наметки (и насколько я знаю он уже над этим работал немало месяцев) по сервису симкла и мне тогда идея сохранения хистори показалась очень интересной. Так что все-таки есть правда в словах Андрея, скорее всего по чистой случайности вы начали работать над одной и той же идеей в одно и тоже время. Да и видно между вами большую разницу у вас обычный парсинг логов софта (кстати таких прог на sf.net очень много), а симкл работает именно с протоколами.Zerkella ты прав... 13 человек в im-history имеют доступ к твоей истории, это херово

Оставить хистори личных или бизнес-переговоров на каком-то сервере третьей стороны, где трудится команда из десятка человек с доступом к базе данных — это, уж простите, развод для лохов.У Андрея по интервью чувствуется энергетика, но данный проект бесперспективен для нормальных пользователей, ему стоит переключиться на что-то другое.

Підписатись на коментарі