Профит Шоу Live! с Аркадием Добкиным, основателем EPAM Systems
Поговорили о размере компании, росте зарплат, отличиях EPAM от других лидеров рынка, курсах подготовки специалистов, офисах компании, заказчиках, развитии индустрии, истории EPAM, IPO, ПВТ, льготах и СПД.
Подписывайтесь на новые выпуски Профит-Шоу на YouTube, Twitter или Facebook. Аудиоверсия доступна на SoundCloud и iTunes.
Текстовая версия выпуска
— Сегодня наш гость — Аркадий Добкин, один из основателей и президент компании EPAM Systems, одной из крупнейших компаний-разработчиков.
Здравствуйте, Аркадий. Прежде всего, хотел сказать спасибо, что вы не побоялись дать интервью в таком варианте (имеется в виду тот факт, что интервью транслировалось в прямом эфире). У меня есть несколько причин, по которым я хотел с вами пообщаться. Первая — то, что, как мне сказали, у вас 10 тысяч человек сотрудников.
— Вас обманывают,
— Для Индии, наверное, это мелкая компания, но для Украины или Восточной Европы это достаточно большая компания. Второе — это то, что вы первый в нашем Профит-шоу президент компании, которая вышла на IPO. И одна из немногих компаний, у которых есть офисы по всему нашему региону — Россия, Минск, Киев... Соответственно, мои вопросы будут касаться перечисленных тем.
Я начну с вопросов о рынке труда — всё-таки DOU смотрят 35 тысяч программистов, и значительную часть нашей аудитории интересует такой вопрос: зарплаты будут всегда расти по
— По поводу роста зарплат — я думаю, что они будут продолжать расти, пока есть дефицит квалифицированных кадров. Люди квалифицированные или те, кто ими могут стать, наверняка будут повышать и квалификацию, и зарплату. И это ситуация не украинская, я думаю, это ситуация глобальная, начиная от Силиконовой долины и через всю Америку в Нью-Йорк, и в Европе, в Индии, в Китае и во всей Восточной Европе. Я думаю, что это атрибут индустрии сегодня.
— Я общаюсь с разными аутсорсинговыми компаниями и с программистами, и мне кажется, что есть такой факт, что одна из причин роста зарплат в аутсорсинговых компаниях в том, что эти компании между собой слабо отличаются. Приходишь в одну аутсорсинговую компанию — здесь какой-то проект для какой-то известной IT-компанию, о котором ты не можешь рассказывать из-за NDA. Приходишь в соседнюю компанию на собеседование — там тоже красивый офис, чай, печенье, и тоже проект интересный и тоже работа на компанию с мировым именем, о котором ты не можешь рассказать. Как вы на это смотрите, и чем EPAM отличается от других лидеров IT-рынка?
— Если вы придете в Google и спросите, чем человек занимается, то он во многих случаях не сможет рассказать. Придете в Apple, спросите, чем человек занимается, он во многих случаях не сможет рассказать тоже. Несмотря на то, что он работает не на то, что вы называете аутсорсинговой компанией. Вопрос конфиденциальности вообще не зависит от того, в какой компании ты работаешь, а конкретно от того, что ты делаешь. Точно так же вы можете прийти в какую-то компанию — и вам расскажут. Вы придете в Barclays Bank в Лондоне и спросите что-нибудь у разработчиков — они смогут рассказать ровно столько, сколько могут рассказать наши сотрудники, которые помогают разрабатывать продукты, сервисы или занимаются поддержкой. Думаю, есть некоторая путаница в понятиях по поводу конфиденциальности.
— Ну, я хотя бы могу сказать, например, что я работаю на проекте Google Maps.
— На самом деле я не уверен, что вы над этим работаете. Мы можем сказать, что мы работаем с Google, с Adidas, с Barclays, Oracle — сказать об этом мы можем. Мы можем сказать, что мы в Oracle работаем над такими продуктами, как Hyperion или ATG. То есть мы многие вещи можем сказать, мы не можем сказать секретов, мы не можем показывать source-код, мы не можем очень многих вещей делать, но, в принципе, когда вы про это говорите — да пойдите на LinkedIn и посмотрите, кто где работает (смеется).
— ОК, ладно. Но что вы говорите программисту, который приходит на собеседование? Почему я должен работать в EPAM’е, а не в соседней компании, такой же большой, с красивым офисом?
— Наверное, имеет смысл вернуться к этому позже, начать с других вопросов, а потом будет легче отвечать на вопрос, почему имеет смысл работать в EPAM’е. Иначе я вам отвечу на все вопросы заранее.
— Хорошо, дальше на тему подготовки кадров, и дефицита специалистов на рынке. Сейчас начали появляться какие-то курсы, подготовительные программы, которые позволяют за несколько месяцев превратить человека в junior’а. Н у или человека, которого уже могут взять на работу, и он через какое-то время станет junior’ом. Что вы об этом думаете и насколько это может решить проблему дефицита? И вообще, насколько это имеет смысл в условиях Украины?
— Ну, смотря какого человека. В EPAM’е, безусловно, существуют курсы подготовки сотрудников потенциальных, может быть, даже очень молодых, которые еще не закончили учиться в университете, но, как правило, это происходит для ребят, у которых профилирующая специальность связана с software development. Никто не берет людей с улицы и за 3 месяца конвертирует их в Junior-людей. Это люди, которые отбираются, занимаются и, как правило, гораздо выше среднего качества выпускников вузов. Им, естественно, помогают понять, что такое профессиональный software development процесс, многие вещи, которым не обучают в университетах. Когда ты попадаешь в большую группу, где большой проект, коллективная разработка, новый environment, много новых tools, которые нужно знать, чтоб работать в команде. Плюс повышение квалификации даже в своей конкретной специальности — это необходимо, чтобы начать работу. У нас эта система применяется давно, уже
— То есть, по сути, это скорее адаптация — вот у меня есть базовое образование, но мне не хватает практики.
— Это адаптация, да. Безусловно, за 3 или 6 месяцев невозможно человека без правильной подготовки превратить даже в junior-специалиста. Во всяком случае, для тех проектов, на которых мы работаем.
— То есть каких-то магических способов внезапно подготовить 10 тысяч программистов и закрыть дефицит...
— Магических способов не существует, чудес не бывает.
— ОК. Кстати, у вас в Минске, по-моему, есть Высшая школа программирования...
— Нет, высшей школы у нас нет. У нас в России был когда-то такой бренд — «Высшая школа программирования», на самом деле это тренинг-курсы. То есть, у нас есть своя система подготовки, которая отработана достаточно детально. Есть выделенные подразделения, которые этим занимаются профессионально по разным направлениям. У нас есть специализированные лаборатории подготовки, которые существуют внутри вузов, как первая ступень, и внутри нашей компании, когда люди приходят и начинают становиться сотрудниками компании, начинают получать компенсацию, но при этом от 3 до 6 месяцев продолжают учиться. И только после этого попадают на реальные производственные проекты.
— Кстати, интересно — большая доля новых сотрудников проходит через это? Или это 20 процентов или, например, 40? Сколько?
— Я думаю, что из новых сотрудников (по всей компании), может быть, процентов
— То есть остальные — это уже сформированные специалисты?
— Остальные могут быть разные специалисты, могут быть относительно junior, но в основном более senior. Это зависит от региона. В России — один вариант, на Украине другой, в Беларуси — третий, в Венгрии — четвёртый. Рынок немножко разный, несмотря на то, что в принципе зарплаты растут везде.
— Кстати, можете в двух словах для наших слушателей и для меня дать раскладку, какие офисы у вас большие, какие маленькие?
— Ну, у нас исторически первый офис был в Беларуси, он до сих пор самый большой. Украина быстро догоняет — киевский офис, наверное, второй по величине сегодня. Подразделения есть — я думаю, у нас где-то
— То есть там тоже разработчики? Или только sales?
— Нету такого, что только sales. Везде в офисах у нас есть люди, которые занимаются коммуникациями с клиентами, но также и проджект-менеджментом, программ-менеджментом, солюшн-архитектурой, бизнес-анализом. Есть ведущие инженеры, которые находятся и в Западной Европе, и в Северной Америке, там порядка 400 инженеров у нас.
— Задам вопрос почти в тему. Есть новые специалисты, которые доучиваются, выпускаются и приходят на рынок, а есть люди, которые уезжают... не знаю, как там из Венгрии, а из Украины вроде бы активно уезжают в Западную Европу, в Штаты. Интересно, в курсе ли вы масштабов этого явления — единицы это или сотни людей, и как это влияет на то, что рынок труда у нас не может заполниться?
— Думаю, учитывая тот портал, который вы представляете, это вы должны мне четко сказать эту цифру.
— Ну, у меня есть анекдотические данные из отдельных компаний. Например, в одной компании мне говорили, что из 80 человек, которые ушли по разным причинам, 25 не перешли в другую компанию, а уехали из страны.
— У нас исторически есть возможность для сотрудников, которые хотят посмотреть, как оно бывает там, или если это сотрудник хочет и имеет достаточную квалификацию, чтобы поддержать свое желание, или если компания имеет специальные требования (потому что, учитывая сложность некоторых аутсорсинговых проектов, которые мы делаем, нам нужны серьезные архитекторы и бизнес-аналисты, практически работающие с клиентом, чтобы делать достаточно масштабные решения), то есть, у компании есть необходимость в развитии или переезде этих людей, может быть и такая инициатива, и такая. И какое-то количество людей у нас каждый год переезжает. Я думаю, что это десятки людей. Но это не только их Украины, это может быть и Россия, и Беларусь.
— ОК, первый блок вопросов я прошел, идем дальше...
— Я там увильнул от чего-то... а, почему к нам приходить. Но мы к этому вернемся.
— Вернемся. Сейчас еще твитер подключим, может, там еще что-то люди спросят интересное, плюс у нас есть аудитория здесь. Переходим дальше. Если я правильно нашел данные, в
— Индустрия растет последние несколько лет на порядка
— Ну вот сервисы возьмем.
— Ну вот IT-сервисы растут порядка
— Ваши заказчики — это другие компании?
— Правильно. И мы делаем в основном enterprise-level solutions. Или помогаем делать. Допустим, 30 лет назад были огромные компании, которые делали custom solutions, были небольшие какие-то, которые опять-таки делали custom solutions. Думаю, что рынок в основном состоял из таких custom development shop’ов, которые использовали инструментарий продуктовый. Это все начало развиваться, и, наверное, в конце 80-х—начале
— Это, наверное, тогда появилось выражение «body shop»?
— Ну, body shop, наверное, был и без этого, какие-то локальные компании могли просто искать людей, получать какую-то прибыль на разнице, но примерно так начиналась индустрия. Какие-то компании выросли вот на таких «челноках». Где-то уже в середине
— Читали в книжке...
— Читали в книжке о проблеме
— Слышал.
— Простая проблема: все мейнфреймовские программы, или большинство старых программ, были сделаны так, что никто никогда не представлял, что кто-нибудь доживет до
— А вы уже были? EPAM существовал?
— А EPAM уже существовал, но с ним история была немножко другая, так как мы были не в Индии...
— Да ну?
— Ну так получилось. И западные компании в то время уже решили, что с Индией можно работать, тем более что там были свои чемпионы типа General Electric и нескольких других больших компаний. А EPAM начал существовать в
После какого-то времени усилий нам удалось убедить компанию дать нам задачу, как тест. Это оказалась разработка складской задачи с RF-сканерами, т.е. автоматизация для достаточно большой ритейловой компании, очень известной в мире, называется она — Balay Switzerland. Она тогда была многомиллиардной компанией, и мы начали делать для них warehouse management, именно складскую задачу для американского офиса. Мы ее сделали, и это было где-то в
В результате дали нам возможность показать нашу систему основателю SAP Хассо Платтнеру. Это был 1996 год. Нам опять крупно повезло, потому что основатель SAP сказал: «Ой, как интересно, это то, что делает Siebel, а не можете ли вы нам помочь сделать прототип новой линии продукта для SAP и показать его через 4 месяца на SAPPHIRE — конференции в Орландо?». Мы, естественно, согласились и начали делать этот прототип. Еще через месяц нам прислали ревизора, который сказал, что SAP передумала, что не может компания в 20 человек из Восточной Европы вдруг сделать прототип для показа. Но человек, который приехал, он нам сообщение это передал, но решил все-таки посмотреть, что мы сделали. Еще через неделю нас пригласили показать этот прототип в Элдорфе, еще через 3 месяца после тестирования всего этого уже в Microsoft’овском подразделении в Редмонде, мы показывали эту систему на SAPPHIRE перед 5 тысячами клиентов SAP. Т.е. EPAM при всем многозначительном смысле слова «аутсорсинг», занимался несколько другими вещами с самого начала.
В результате мы получили первого серьезного клиента, которым стала софтовая компания, в результате следующие 9 месяцев мы, по сути дела, отвечали за первую архитектуру того, что тогда называлось CRM. SAP был нашим клиентом, мы помогали и строили для них архитектуру Salesforce automation — так тогда называлась это подразделение в enterprise soft. А потом мы начали помогать разрабатывать, потом мы участвовали еще в каких-то разработках SAP, и, в общем-то, мы очень много учились, потому что наивно предполагать, что тут было много программистов, которые знали, как разрабатывать именно профессионально большие софтверные продукты. Наше везение заключалось в том, что мы попали на такого клиента, доказали, что мы что-то умеем, и получили эту задачу. После этого мы получили еще одного клиента, который тоже был продуктовой компанией, и потом на протяжении... это все было конец
— Т.е. это в каждом регионе было?
— По сути дела, это были большие порталы, через которые можно было конфигурировать сложные или автомобили или какие-то машины, и в результате мы получили очередной опыт и новую технологию. Что получилось в SAP? В SAP, когда они нас заметили, мы их удивили тем, что мы хорошо понимали, что такое новые клиент-серверные технологии, и что такое новые тулы, и как быстро делать прототип, и как с этим работать. Во время доткома мы, по сути дела, начали работать с Java и строить новые enterprise level web-приложения, что было тоже, в общем-то, новыми вещами.
Когда дотком закончился, и произошло что-то аналогичное тому, что было в
— ..... для своих же нужд?
— Да. Мы делали это, как продукт, и по сложности и по качеству это не отличалось, а скорее превышало практически все, что мы видели у наших же клиентов, которые работали в software мире. Потому что у них не было такой необходимости — поддерживать реально, глобально дистрибутивную разработку, а у нас была. Так это примерно продолжалось до 2007 года, когда у нас было уже 3 тыс. человек.
— Возвращаемся к вопросу ...
— А потом произошло... Если раньше на нас большие компании типа GE или BP не обращали внимания, потому что мы были до этого из Восточной Европы, кроме того, маленькие, и непонятно было, как мы можем развиваться, вдруг в 2007 году (ну или в 2006) оказалось — смотрите, у них 3 тысячи человек! У них клиенты SAP и Oracle! И наверное, они что-то умеют делать! А кроме того, нам тут нужно построить решение на какой-то технологии, и ничего не получается, а эти ребята даже эту технологию, может быть, помогали разрабатывать. Давайте посмотрим, может быть, они смогут сделать что-нибудь другое?
И так мы начали постепенно открывать двери больших корпораций, где мы уже становились ответственными за конкретные решения. Иногда частью этого решения был продукт, который мы помогали разрабатывать, иногда не помогали разрабатывать, но, так как инженерный уровень был выше, чем у всех наших конкурентов из сервисного бизнеса, как правило, то мы делали что-то такое, что конкуренты не могли. И начиная с 2007 года мы начали развиваться уже по конкретным индустриальным направлениям. Учитывая, что к этому времени у нас было порядка
— То есть, можно сказать, что у вас появился бренд, или экспертиза в каких-то направлениях, и уже работали рекомендации клиентов?
— Прежде всего, у нас была экспертиза, мы делали хорошую работу, и референсы начали распространяться, нас стали рекомендовать, и когда было необходимо построение сложных решений, часто нас приглашали и рекомендовали. И с 2007 до 2011 года произошло следующее: если в
— А остальные 70%?
— Из остальных 20% — финансовые сервисы, это всегда была «голодная» отрасль для технологических решений, там очень много технологий в их бизнесе. Поэтому исторически это были прежде всего финансовые сервисы и телеком. Допустим, ритейл — там уровень технологий еще 10 лет назад был никакой. Сегодня всё меняется, поэтому для нас это очень важный рынок, потому что e-commerce очень важен, digital marketing очень важен, пожтому сегодня это составляет у нас тоже около 25%, это retail, consumer goods, travel и hospitality. Это индустрии, которые конвертируют себя из предыдущего состояния в новый мир IT.
— Раз мы уже про всю эту разбивку говорим, можете рассказать, как выглядит средний проект? Или они все разные? И сколько их вообще? В общем, какие-нибудь цифры...
— Ничего среднего тут нет. Мы продолжаем, и для нас это очень важно, помогать разрабатывать продукты, потому что это позволяет компании быть на переднем крае новых технологий, процессов, методологий, мы можем работать с компаниями, которые этому уделяют внимание. И, соответственно, потом эти знания мы можем обобщать и предлагать нашим клиентам из других индустрий.
— А в компании это ценят? То есть сотрудники рвутся на такие проекты или такого нет?
— Когда мы говорим о бизнесе вообще, хорошо понимать, с точки зрения какого персонажа мы смотрим на бизнес — с точки зрения руководителя компании, среднего менеджмента, junior человека или опытного инженера. Я могу встречный вопрос задать — а к чему, как вы думаете, стремится senior инженер в Oracle, который делает один и тот же продукт уже 5 лет или 7? Все зависит от человека — кому-то нравится, кому-то нет, кто-то будет менять компанию, кто-то нет. И вовсе не зависит от того, работаешь ли ты в продуктовой компании, в сервисной или, в конце концов, в Кока-Коле и делаешь там кастом-разработку. Это очень всё отличается в зависимости от человека и от места, и так далее. Если ты серьезный архитектор, то возможно, что ты будешь продолжать делать одну и ту же систему в продуктовой компании очень много лет. И, в конце концов, это становится так же скучно, как если ты в сервисной компании сидишь на одном проекте много лет.
Я встречался с несколькими людьми в Америке, которые работают в сервисных компаниях. Когда я посмотрел CV одного из них, у него там было 10 лет работы в одной из 5 самых больших софтверных компаний на позиции, где он руководил, допустим, коллективом в
В сервисной компании мы постепенно создаем у себя институт solution архитектор, которые должны помогать такие вещи делать. Они могут быть и в Америке и в Европе, и сейчас мы создаем такие подразделения, они могут внутри наших индустриальных практик или горизонтальных практик, но это люди с опытом и они могут видеть очень много чего происходит. Точно так же как это может быть наверно и в другой большой компании. И в то же время в любой большой продуктовой или сервисной компании может быть ситуация, когда кто-то может делать одно и тоже 7 или 8 лет, и во многом это зависит от человека — хочет он это делать или нет. Есть люди которым это нравится, есть люди, которые хотят менять что-то каждые пол года. И в каждой компании всегда будут какие-то конфликты как это происходит. Поэтому с точки зрения специалистов, в любой сервисной компании, в которой ценится engineering, качество, существует не меньше oportunity, чем в любой другой хорошей продуктовой компании и сравнивать нужно хорошие компании с хорошими, а не те, которые занимаются сервисом или продуктом, потому что это очень растяжимое понятие. Дальше мы можем про стартапы поговорить. Может быть и сервисный стартап, и продуктовый.
— На данный момент у меня тут заблокировался компьютер, я сейчас посмотрю в Twitter’е, может что-то люди спрашивают и пойдем дальше. Каковы карьерные возможности?
— Если хотите, можем еще и с точки зрения бизнеса поговорить про сервисные компании, продуктовые. Я подготовился к этой теме.
— А что там говорить?
— Типичный вопрос: продуктовая компания — там можно зарабатывать много денег, там другой профит, а в сервисной компании там все просто.
— Я где-то видел цифры на тему того, сколько стоит инженер, в смысле value, которое приносит инженер, то есть берется капитализация компании, или выручка, не помню точно... Я помню, цифры были у Facebook или Google порядка
— Давайте взглянем на это немножко... Что значит — один разработчик приносит? Мы что сравниваем вообще? Мы сравниваем Google с чем?
— С другой компанией.
— С аутсорсинговой какой-нибудь?
— Я не помню, там вообще было не про аутсорсинг.
— Давайте так. Если мы говорим про software-бизнесе, что такое software-бизнес? Google в software-бизнесе находится, тогда и Coca-Cola в software-бизнесе находится. Там тоже программисты есть.
— Просто Google монополист, поэтому и сравнивать не совсем уместно.
— Во-первых я согласен с вами, во-вторых Google и монополист — это тоже недолго осталось, потому что там тоже появились кроме Google, есть и Facebook, который уже зарабатывает деньги таким же способом как Google примерно, и Twitter и многие другие. Поэтому монополия заканчивается, всегда в какой-то момент есть монополист, Oracle был монополистом, SAP был монополистом пока Oracle не зашел и Microsoft туда не добавил. Когда-то, если вы знаете, самая большая компания, которая занималась разработкой реляционных баз данных была Sybase. Они были монополистами, через
— Кстати, например, у Яндекса недавно тоже было IPO и было недавно в новостях или давно, что у них сколько то инженеров стало миллионерами за счет того, что они там были опционы и они были вначале. У вас много стало долларовых миллионеров?
— «Весь список, пожалуйста!» (смеется). К этому вопросу я не готовился. Ну какое-то количество миллионеров уже есть. Я думаю, что потенциально есть десятки людей, которые станут миллионерами.
— Дорогой Twitter, я хочу сказать, что у меня выключился интернет, поэтому я не вижу ваши вопросы. Но мы еще вернемся к Twitter. На тему предпринимательства, про Яндекс прошлись немножко... У нас точно десятки тысяч разработчиков в Украине, в Минске тоже, ну не десятки, но может, тысячи, и вообще их много и при этом мало продуктовых компаний. Мне эта тема поднадоела, но у нас она постоянно возникает. И у меня был вопрос такой — много ли людей уходит из EPAMа чтобы начать свой бизнес, и если уходят, то какого плана они бизнес открывают — аутсорсинг или пытаются делать продукты. Или я вижу некоторые компании с аутсорсингом (аутсорсинг — термин такой размытый) внутри делают какие-то проекты а-ля бизнес-инкубаторы каких-то продуктов. Уходят от вас люди и какой бизнес они начинают, если начинают?
— Какое-то количество людей, естественно, уходит, к счастью не так много уходит — по разным причинам, уходят в другие сервисные компании, уходят в небольшие продуктовые компании, очень небольшое количество людей уходят, возможно, в свои стартапы попробовать что-то. В общем, нормальная ситуация.
— Меня интересуют те немногие, которые пытаются сделать что-то свое.
— Я, к сожалению, не успеваю делать exit-интервью со всеми, особенно с теми, кто уходит в другие компании.
— Не со всеми, может кому-то помогаете, или может даже инвестируете свои деньги?
— Не помогаю, не инвестирую, потому что на самом деле работаю full-time и отвлекаться, к счастью, или, к сожалению, нету особенно сил. Я думаю, что самые разные вещи могут стартовать сегодня. Тут если бы был какой-то конкретный тренд, куда уходят — игры какие-то ребята пытаются делать, все что в тренде, пытаются делать.
— У меня, кстати, был вопрос дальше из тех, которые мне прислали, я его не задавал. Мне сказали, что в EPAM’е есть какой-то инкубатор стартапов. Есть люди, которые между проектами сидят, это бенч называется, и компания им то ли поощряет, то ли помогает запускать какие-то проекты. Что-то такое есть?
— Нет, официально еще нет, но будет. Это первое. Второе, у нас есть небольшие продукты, которые мы делаем, это приносит нам в районе нескольких процентов от нашего revenue.
— А зачем их тогда вообще делать?
— Как получается? Чтобы стать реальным специалистом, надо очень хорошо понимать предметную область. Допустим, наша стратегия была... Возможно, что это происходило таким оппортунистическим способом, но за счет того, что мы строили много продуктов для наших клиентов, мы получали уникальную экспертизу, которую потом использовали для того, чтобы попадать в корпоративный мир и строить там очень серьезные, сложные решения. То же самое происходит, в какие-то моменты мы накапливаем достаточно экспертизы, чтобы строить фреймворки, компоненты, которые нам позволяют быстрее строить эти решения. В какие-то моменты мы приобрели несколько небольших компаний специально, чтобы улучшить свою экспертизу в конкретных направлениях, в которых мы хотели развиваться. У них были свои фреймворки или свои продукты, которые мы продолжаем развивать. Таким образом мы это получили. Кроме того, как я говорил, мы всегда были нацелены на разработку внутренних средств поддержки продуктивности нашего процесса. Т.е. на это мы потратили, наверно, за годы, на сегодняшний день,
— Окей, будем двигаться дальше. Есть полтора вопроса, связанные с IPO, они не о самом IPO. Еще до того, как вы вышли на биржу, вы купили VDI в России, т.е. несколько компаний и теперь, соответственно, у вас есть еще больше дешевых ресурсов, чтобы покупать компании.
— У нас есть еще больше квалифицированных ресурсов. Ну, во-первых это было достаточно давно, это было не перед IPO, это было 6 лет назад.
— Это было давно. Вопрос собственно какой? Может, наше интервью смотрит директор компании в 50 человек и думает: «Как меня достал этот аутсорсинг бизнес, пойду его кому-нибудь продам». Есть у вас какая-то стратегия на тему новых покупок?
— Безусловно, есть стратегия. И мы готовы купить любой аутсорсинг бизнес, который надоел кому-то, если у них очень квалифицированные инженеры, очень хорошие клиенты или очень уникальная экспертиза.
— Т.е. если, например, есть 30 человек, которые уже два года занимаются mobile и лучшие в СНГ команда по mobile...
— Если лучшие в СНГ, то конечно. Только проблема обычно заключается в том, что когда мы видим лучших в СНГ 30 программистов, а у нас этим занимаются
— Мне кажется, что аутсорсер, если бы у меня была такая компания, ее сложно дорого продать, потому что у меня кроме людей ничего нет, а людей можно и так получить.
— Поэтому я и сказал, что это — квалифицированные инженеры, серьезные клиенты и конкретная экспертиза. Если есть просто квалифицированные люди, но нет серьезных клиентов, то действительно нечего покупать.
— Окей, будем знать. Как досадно, что не работает интернет. Есть еще вопрос последний из тех, которые у меня есть и потом перейдем к вопроса, аудитории. Вопрос политический. В Беларуси есть ПВТ, я там собственно даже был в Минске, меня водили на экскурсию, смотрел на Парк высоких технологий. Для тех, кто не в курсе, это место, где куча IT-компаний.
— Извините, что перебиваю, но это неправильное понимание. В Беларуси Парк высоких технологий — это никакое не место. Это скорее Ассоциация, в которую можно подать заявление, и она никак не привязана ни к какому физическому месту. Если вы член этой Ассоциации, то тогда у вас есть льготы.
— А отслеживаете ли вы наши IT-компании, EPAM, наверно, тоже участвует, тоже пытаются какие-то законопроекты, даже приняли что-то, это по модели того, что есть в ПВТ или...?
— Это похоже на то, что есть в Беларуси. Беларусь тоже не оригинальна в этом. Это в общем то говорит о том, что если какая-то страна хочет конкурировать на мировом рынке, а рынок большой (конкретно, то, что вы спрашивали вначале — IT-сервисы — это приблизительно 40 миллиардов долларов в год сегодня, там еще есть разные сегменты и они растут на
— А можно и не садиться...
— А можно и не садиться сегодня, тоже правда.
— А в Беларуси это поняли?
— В Беларуси поняли это раньше, чем в любой другой стране Восточной Европы. Похоже, что Украина это тоже понимает. Какие-то льготы существуют в России, в Румынии, в Молдавии, Грузия приняла практически точно такой же закон. Я думаю, что это умно с точки зрения государства.
— Я предлагаю перейти к вопросам аудитории, а я попробую подключить интернет.
Из зала: У меня есть вопрос о карьерных возможностях инженеров. С вашей точки зрения, у людей, работающих в вашей компании, есть масса возможностей развиваться и применять свой опыт в дальнейшем, становиться архитекторами или что-нибудь такое. Но знаете ли вы, что, когда человек приходит к вам на собеседование и спрашивает о карьерных возможностях, единственное, что ему говорят — у тебя в итоге появится несколько подчиненных, но зарплату мы тебе не поднимем. Примерно так.
— К сожалению, я не знаю, что говорят, но на самом деле я думаю, что ситуация может быть разная, допускаю, что HR-менеджер, рекрутер или менеджер высказал такое мнение. Тогда у нас, безусловно, есть проблема. И эту проблему мы решим. Я обычно рассказываю, что, когда мы начали компанию, начали ее инженеры. И, к сожалению, я старше вас раза в два, и вырос в Советском Союзе. И когда начинал компанию, я думал, что надо быть нацеленным на инженерную часть, а все такие вещи, как отдел кадров, разговоры, пропаганда, объяснения — это всё не нужно. Я привык, что я работал в больших компаниях и в них, как правило, эти подразделения были такими большими бюрократическими структурами, и казались совсем лишними.
Поэтому и наша компания очень долго развивалась так, что систему поддержки инженерной разработки мы делали, а HR-систему мы очень долго не делали. Это, наверное, и есть какой-то отзвук того, что вам рассказали или вы услышали. На самом деле возможностей практически неограниченное количество. Подумайте — на чем фокусируется EPAM? У нас есть подразделения, которые в основном занимаются разработкой продуктов, и там на сегодня порядка 80 клиентов. И там могут быть стартапы, которые занимаются enterprise mobility или cloud deployment’ом, или сложными контент-менеджмент- или BI-решениями, или enterprise-level продуктами очень масштабными. Есть Business information media entertainment, где такие клиенты, как MTV или Thomson Reuters, и внутри одного из них могут быть опять-таки совершенно разные направления разработки. Или есть travel/hospitality, где мы можем строить сложные решения искллючительной величины, например, делать программу лояльности для самой большой в мире сети отелей. Там тысячи отелей, и мы делаем это решение от начала до конца, включая архитектуру и бизнес-анализ. Соответственно, у нас есть возможности для инженеров, кто-то хочет расти по инженерной линии, может начать с нуля и вырасти в солюшн архитектора, кто-то хочет стать специалистом по бизнес-анализу в каком-то конкретном направлении, кто-то хочет заниматься BI-проблемами... Это все существует, другое дело — знаете, как в Гугле делается промоушн? Там, чтобы быть promoted, ты должен об этом заявить. То есть, если ты об этом никому не скажешь, то ничегоне произойдет, то есть должна быть инициатива. И, в принципе, не потому, что мы такие умные, а потому, что мы такие инженеры были в свое время, и кадровая служба была немножко недоразвита, сейчас мы вкладываем очень много усилий в то, чтоб этот недостаток свести к минимуму.
Если кто-то хочет действительно что-то поменять, понимая, что нельзя что-то сделать мгновенно, то он придет и своему менеджеру об этом скажет. И понятно, что это не мгновенное решение и просто так не произойдет за 2 недели или за месяц, но это всё реальные вещи, это происходит. Люди меняют направление, люди переходят — кто-то из тестирования переходит в бизнес-анализ, кто-то из бизнес анализа переходит в проджект-менеджмент, если кто-то хочет реально стать инженером — это тоже возможно, просто учиться гораздо больше нужно. Кто-то переходит из решения back-end задач во front-end задачи, всё это существует. Кто-то хочет посмотреть, как работает софтверная компания в Америке или посмотреть изнутри, как работает финансовая корпорация в Англии — всё возможно, просто, как и во внешнем мире, для этого нужно приложить усилия.
Из зала: Фактически, ваша компания ивестирует в нашу страну. Возможен ли вариант обратный — что крупные бизнесмены украинского происхождения — из металлургической отрасли, угольной и т.д. — будут инвестировать в такие компании, как EPAM? Например, недавно была конференция в Донецке, и там прозвучала такая идея (там просто нет крупных компаний типа вашей), что местные бизнесмены должны засыпать буквально деньгами такие компании, как EPAM и прочие компании из первой пятерки, чтоб они открыли офис в Донецке — то есть финансировать открытие и на первое время поддерживать — возможен такой сценарий? Если к вам с этим придут украинские бизнесмены — вы будете с ними разговаривать?
— Ну, во-первых, чтобы инвестировать в EPAM, есть гораздо более простые средства сегодня — можно просто купить акции на открытом рынке. Во-вторых, вопрос, кому позволять инвестировать в себя или не позволять — это вопрос, не зависящий от того, хотим мы открывать офис в Донецке или нет. Вполне возможно, что нам надо рассмотреть вопрос открытия офиса в Донецке, но нам для этого инвестиции не нгужны, у нас деньги есть.
— Популярный вопрос, который у нас разным копманиям задают: почему вы не открыли офис в Ивано-Франковске, Донецке, Запорожье... Спрашивают у разных компаний, а ответ, наверное, один — нет специалистов?
На Украине уже достаточно много офисов, мы думаем, что нам пока хватает роста в тех городах, где мы находимся. У нас достаточно большие офис во Львове и Харькове, есть офисы в Днепропетровске и Виннице, то есть невозможно их открыть во всех местах. Если мы поймем, что какой-то из городов имеет серьезный потенциал, наверное, Юрий придет ко мне и скажет: «Давай, Аркадий, обсудим это».
Из зала: «А что местные люди должны для этого делать?»
— Для того чтобы компании открывали, прежде всего, там действительно должны быть люди. Если там есть достаточное количество специалистов... наверное, университеты должны быть.
-Кафешки хорошие, чтоб люди не уезжали в Киев попить нормального кофе, чтоб можно было это сделать в Донецке. И с интернетом.
— Ну, это можно и в офисе сделать. На самом деле, весь вопрос в специалистах. Города, в которые мы попали сегодня, они не случайные — там есть правильные университеты на сегодняшний день. Может быть, Донецк — правильное место, я просто не знаю.
— Если больше нет вопросов, я задам. Есть два вопроса из интернета на одну тему. Есть компании, которые работают как СПД, собираетесь ли вы переходить, брать людей в штат, и связано ли это с тем IT-законопроектом, который сейчас принимается?
— Как только станет ясно, в какой редакции этот закон примут, мы будем рассматривать этот вопрос. Есть вопрос, когда примут и что конкретно.
Из зала: «Так уже ж приняли!»
— Насколько я понимаю, в том варианте, в котором приняли, переход не имеет особого смысла, и этот вариант позволяет оставаться в том состоянии, в котором основное количество компаний, занимающихся технологиями, и остается. Другое дело, как я понял, там была поставлена задача изучить индустрию глубже, собрать метрики и потом сделать еще следующие уточнения. Вот этих уточнений мы и ждем.
Из зала: «Там, по-моему, есть пятилетний интервал. Год уже прошел...»
-Мы надеемся, что в течение этого интервала что-то примут, во всяком случае, с нашей позиции мы пытаемся объяснить всем людям, которые принимают эти решения, что нужно делать, чтобы Украина была конкурентной страной на мировом рынке, об этом мы говорили чуть раньше.
— А вот те условия, которые там предлагаются — пониженная процентная ствака, налог на прибыль, отчисления в Пенсионный фонд — если примут их в таком виде, как сейчас есть — насколько это уменьшит привлекательность Украины для EPAM? Там есть цифры, и для самих сотрудников, и для компаний...
— Это может просто остановить рост. На самом деле, компании, которые тут развиваются, как правило, достаточно серьезные средства инвестируют в подготовку кадров тоже — то, с чего мы начали разговор.
— А вот у меня еще был вопрос — чем отличаются люди, которые работают в Украине, России, Беларуси и Венгрии?
— В смысле — по уровню подготовки?
— Да, по уровню или по специализации, есть ли вообще отличия, есть ли какая-то динамика?
— Давайте я закончу. Где я там остановился... Да, если это произойдет, то какое-то количество клиентов перестанет работать с Украиной. Я, к сожалению, не готов отвечать детально, потому что у меня в голове нет точной информации, что произойдет, если примут закон в последней редакции — насколько это увеличит костовые факторы. Я думаю, что это повлияет на любой бизнес, имеющий отношение к IT, неважно, какой — продуктовый, непродуктовый, потому что многие продуктовые компании могут не выдержать нагрузки — это же всегда инвестиции.
Мы там не закончили разговор по поводу... Как у вас — Профит-шоу называется? по поводу конкретно профита продуктового бизнеса или сервисного. А инвестиции везде нужны, и как правило, инвестиции в продуктовые компании намного больше, потому что нужно ап-фронт это всё сделать. Это ударит практически по всем. Поэтому я надеюсь, что этого не произойдет и Украина решит, что она хочет, чтобы эта индустрия здесь развивалась серьезно.
— У меня есть последний вопрос, его задал ваш сотрудник, ваш менеджер: Are you happy?
— Да, я посмотрел даже, кто его задал. Миша, я happy! (смеется)
— Мы заканчиваем трансляцию, всем спасибо. Аркадий, спасибо за ответы.
Все про українське ІТ в Телеграмі — підписуйтеся на канал редакції DOU
16 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.