Программист на госслужбе — интервью с анонимом
Сегодня на ДОУ не совсем обычное интервью — на связь с редакцией вышел человек, представившийся программистом, работающим в Верховной Раде Украины, одним из разработчиков правительственного сайта. По вполне понятным причинам наш собеседник предпочёл остаться анонимным, но согласился рассказать, как живётся айтишникам на службе государства.
— Давно ли вы работаете в Раде?
— Работа госслужащим началась лет 13 назад, хотя до этого я лет 7 проработал программистом в киевском НИИ. Образование высшее — закончил КПИ магистром с красным дипломом. Первым заданием в ВР была база данных и система на Delphi. Выбор этого языка программирования позже сыграл большую роль в дальнейшем знакомстве и сотрудничестве с программистами из России. Один из них создал сайт «Мастера Дельфи», где я был дизайнером и одним из соавторов. Благодаря ему, быстро изучил Perl и создал свой проект «Мастера Perl», который некоторое время поддерживал. Таким образом, я плавно переквалифицировался из прикладного в web-программиста.
В то время (начало
Дизайн постепенно утрясся и ушёл на второй план, а на первый вышла скорость и функциональность сайта. Главной «фишкой» сайта стала система статистики и защиты от большой нагрузки и атак. Она отслеживает подозрительную активность как по одному IP, так и по нескольким (например TOR). Имея данные по нагрузке на каждом из серверов, я написал собственный балансировщик. Теперь можно легко расширять наш кластер, который состоит из нескольких машин разной мощности и даже с разными версиями операционных систем. Вообще система вышла многоплатформенная и расширяемая, что не может не радовать, учитывая уровень нагрузки (в день до 300000 юзеров, около
Perl был не единственным моим языком веб-программирования. Я также использовал PHP, Javascript, Java, ASP (Basic), PL/SQL, С и даже Delphi. Могу сказать, что скриптовые языки намного лучше компилируемых, просто их нужно умно использовать. Остановился на перле, так как у меня созданы нужные библиотеки, функции, работа со своими базами данных, шаблонами и строками. Переписывать под другие языки этот же функционал просто нет ни времени, ни сил. Я до сих пор работаю один над проектом, а коллегу-помощника обещали еще в 2004 году.
— Как можно оценить «технический уровень» нашего правительства?
— Во всех парламентах, в которых я побывал, и которыми интересовался, IT-отделы играют большую роль! Например, в Литве ситуация с законодательными базами схожа с Украиной, но при этом Сейм держит базу документов всех органов и органы сами ведут свою документацию в ней. Это закреплено нормативно, принят стандарт электронного документа, которого все придерживаются. Электронная подпись обеспечивается за счёт паспортов с чипами, стоимость дополнительного сертификата составляет 2 евро в год. Все жители могут участвовать в электронном документообороте, давать свои предложения для законов и проектов. Автор лучшего предложения может присутствовать на заседании, на котором оно рассматривается.
К сожалению, в аппарате ВР роль компьютерного управления часто сводится к установке и ремонту техники, проведению интернета, обслуживанию информационных запросов. Статус у общегосударственной базы украинского законодательства отсутствует, стандарта электронного нормативного документа нет, а электронная подпись — вообще диковинка!
Я очень надеюсь, что если планомерно и качественно выполнять свою работу на месте, то со временем что-то изменится. Желательно — в лучшую сторону.
— И какие подвижки в развитии намечаются?
— В конце прошлого года активно всплывали идеи о создании мобильной версии нашего сервиса, планшетной или хотя бы упрощённой вёрстки, а еще лучше — нативного приложения для iPad, так как большинство депутатов уже давно ими обзавелись и активно пользуются. Нам поступило несколько официальных запросов на этот счёт. В результате, отозвался представитель одной из днепропетровских фирм, который за свой счёт быстро и качественно сделал макеты приложения, оформил это в виде презентации, в надежде, что приложение, в конце концов, будет заказано. Но не все пошло гладко: после встречи с начальством финансирования так и не выделили, а идея жива и по сей день в виде скриншотов. Да что говорить, мы до сих пор «постепенно» вводим в эксплуатацию новый портал (заказанный ещё в 2008 году у львовской фирмы). Если так и дальше будет продолжаться, рано или поздно, мне самому придётся изучать мобильную разработку.
— Много ли получает программист-госслужащий? Нет ли проблем с загранпоездками?
— Зарплата — это очень больной вопрос! Да, она не большая (у меня около
Кроме того, инициатива в аппарате госструктуры опасна и наказуема. Вообще, желательно быть такой «серой мышкой» или «винтиком в системе». Дополнительная работа, к слову сказать, не оплачивается! Поэтому, все стараются организовать свою работу так, чтобы меньше делать и ни за что не отвечать.
Это основной бич работы госслужбы во всем мире, так как понятия «государство» и «открытость» — антагонисты.
Держит только крупный и социально значимый проект, периодические поездки в другие парламенты и на конференции для обмена опытом. Возможность получать стабильную чистую зарплату и гарантии для будущей пенсии (кому пенсия не нужна — копит себе сам). Еда в столовой ВР не «за копейки», как пишут журналисты. Нормально вкусно покушать можно гривен за 30. Лечение для родителей и семьи в Феофании — это тоже неплохо! За все время я взял только одну путёвку в Крым и то не дёшево. Наверное, за те же деньги лучше в Турцию слетать — плюс не будешь ни перед кем унижаться. С визами у меня никогда проблем не было: получал и шенген и американскую визу в считаные часы.
Ещё вспомнил: несколько раз был на различных курсах повышения квалификации, английского языка и разработчика Oracle (парочка сертификатов, о том, что прослушал курс лекций). Сейчас уже не посылают на обучение — для нас денег нет в бюджете. Жильём Верховная Рада меня пока не обеспечила, хотя я стою на очереди по улучшению жилищных условий с 2001 года.
— А вообще насколько спокойно работается, политические скандалы ощутимы?
— Одна из особенностей работы в государственном органе вместе с политиками — это постоянная напряжёнка и возможные скандалы, которые вызваны желанием этих политиков попиариться за счёт уже раскрученного информационного ресурса. Были случаи необоснованного обвинения в подтасовке результата электронного голосования. Лично я не занимаюсь данной системой, но из того, что знаю, могу сказать — система простая и надежная, как угол дома. Единственное влияние — это пальчики депутатов. То, что они нажимают — моментально отображается на табло и подтверждается на экране пульта голосования. Проверить может любой желающий или журналист. Результаты логируются посекундно и вносятся во внутреннюю изолированную базу, а позже (раз в 10 минут) средствами Oracle идет актуализация внешней базы для Интернет/интранет.
Вспоминая также другой скандал — февральские атаки государственных вебсайтов по причине закрытия EX.UA, хочу отметить некоторые моменты:
- Наши системщики отработали хорошо и слаженно;
- Наша система выдержала такую нагрузку без последствий;
- И что особенно приятно, часть людей защищали наш сайт в социальных сетях, «так как он приносит пользу» и «нужен для работы».
Самая горячая пора для всех парламентов (и наш не исключение) — выборы народных депутатов! Тут можно ждать чего угодно. Это своего рода — экстрим! После выборов ситуация утрясается и переходит в свое обычное русло — тягучую рутину и аппаратные «игры».
— Вас устраивает такая работа, не возникает желания сменить?
— Взвешивая все «за» и «против» данной работы, я постоянно прихожу к мысли, что у меня есть всё, что нужно и это есть работа моей мечты (с учетом моего характера, моих предпочтений, знаний и увлечений).
Лучше быть первым на уникальной работе, чем одним из многих на стандартной...
А на фирму я пойду только, если совпадут несколько важных факторов: 1) приемлемая зарплата, 2) жилье, 3) большой значимый проект (мирового значения), и 4) возможность самому решать, как его развивать и куда развиваться.
— Спасибо!
Найкращі коментарі пропустити