Словакия для фрилансеров и контракторов: о легализации, налогах и оформлении ВНЖ

Продолжаем рассказывать о том, как украинские ІТ-фрилансеры и контракторы работают за границей: о легализации, налогах, оформлении документов и разрешений. Напомним, что в каждой стране есть несколько вариантов оформления вида на жительство и легализации работы для иностранцев. Поэтому каждая история, которую мы публикуем, — не «инструкция», а личный опыт.

Наша вторая история — от Андрея, Full Stack разработчика. Больше года он живет в Словакии, в городе Братислава.

Братислава. Источник: Depositphotos

Я переехал в Словакию летом 2020-го. Решил не ждать вступления Украины в Европейский Союз, а «вступить в ЕС» персонально. На тот момент работал как Back-end разработчик-фрилансер на Upwork. У меня, как у самозанятого, было не очень много вариантов для переезда. Во многих странах, чтобы получить ВНЖ как специалисту, нужен диплом по специальности или подтвержденный опыт работы, а у меня этого не было.

Словакию выбрал из-за того, что здесь просто получить вид на жительство, относительно небольшие налоги и стоимость проживания. Кроме того, эта страна граничит с Украиной. До эпохи ковида поездка из Харькова в Братиславу со всеми ожиданиями, регистрацией занимала часов 5 (перелет из Харькова в Вену длится 2,5 часа, а автобус из Вены в Братиславу едет 40 минут). Я мог в 7 утра выйти из дома в Харькове и в 12:00–12:30 уже быть в Братиславе.

Вид на жительство

Есть разные основания, чтобы получить вид на жительство (ВНЖ) в Словакии: ведение бизнеса (можно открыть фирму (ООО) или стать частным предпринимателем), обучение, воссоединение семьи, работа.

О последнем могу рассказать немного. Знаю, что часто украинцы работают здесь на производстве. Чтобы нанять иностранца, работодатель должен получить разрешение, опубликовать вакансию и подождать пару недель. В целом он обязан отдавать преимущество местным кандидатам. Из-за локдауна и связанной с ним безработицы, одобрение рабочего ВНЖ сейчас получить трудно, поэтому многие люди оформляются как предприниматели.

Я получил ВНЖ для ведения бизнеса как директор ООО (s.r.o.). Для этого требуется открыть компанию и стать ее директором. Должность директора — основание для получения ВНЖ, так как ее может занимать только резидент Словакии. Разрешение выдают на год-два, потом его нужно продлевать. Основное условие продления ВНЖ — демонстрировать прибыль и выгоду для страны. Размер минимальной прибыли на данный момент — €13 100 в год после вычета всех налогов (при налоге на прибыль 15% и минимальных расходах, например на бухгалтера, юридический адрес и так далее, выходит около €17 000 дохода брутто). Под выгодой для страны понимается работа со словацкими компаниями, не только с зарубежными. Иначе возникает вопрос: зачем вы здесь нужны?

Еще одно условие продления ВНЖ — находиться в стране больше 183 дней в году.

Подача документов и переезд

Чтобы получить ВНЖ, нужно подать пакет документов в полицию. Для этого необходимо как-то приехать в страну. Можно заехать по безвизу с биометрическим паспортом. В прошлом году из-за локдауна въезд по биометрии закрыли, и можно было приехать только по приглашению от работодателя или с визой D (ее получали в консульстве). Сейчас ограничения сняты, но я не уверен, что это надолго. Кажется, в консульстве можно было подать и саму заявку на получение ВНЖ, но такого опыта у меня нет, поэтому детально рассказать об этом не могу.

Много информации о том, как оформить ВНЖ, есть на сайте миграционного центра, включая инструкции для частного предпринимателя или директора ООО. Правда есть нюанс: информация на разных языках может отличаться.

Я порекомендовал бы не делать все самому, а обратиться к посредникам. Кроме подачи документов для ВНЖ в полицию, нужно зарегистрироваться предпринимателем или открыть фирму, а там может быть много нюансов. К тому же вам нужны будут услуги сопровождающего переводчика. Услуги посредников (включая расходы) обойдутся от €2000 до €3500. Мне во многих вопросах помогала жена брата. Они переехали в Словакию еще 8 лет назад. Здесь у них бизнес, вид на жительство, поэтому мне было немного проще и дешевле. Все затраты обошлись примерно в €800.

К переезду я начал готовиться зимой 2020 года. Сначала собрал все документы: загранпаспорт, фотографии, справку о несудимости, заявление от собственника жилья, в котором планировал жить первое время, зарегистрировался на визит в полицию для иностранцев. Еще нужно оплатить административный сбор €232 и сборы за выдачу карты (около €9 в сумме), но это проще сделать на месте. В полиции стоит терминал для оплаты.

Кроме того, в полиции нужно предоставить выписки из банка, которые доказывают финансовое обеспечение:

  • €2617 на личном счету (как средства для проживания на ближайшие полгода);
  • оборотные средства на предпринимательском счету (€21 086, если вы открыли фирму или получаете ВНЖ как директор компании, и €4300 для частных предпринимателей).

Оборотные средства на счету требуют только до одобрения ВНЖ, потом с ними можно поступать как угодно. Одобрение, правда, занимает до 90 дней.

С подготовкой документов у меня никаких проблем не возникло, самый сложный пункт в списке — собрать деньги для предпринимательского счета.

В полиции есть система онлайн-регистрации. Можно выбрать адрес (в какой отдел планируете идти), причину визита, и записаться на удобный день. Но зарегистрироваться на прием в Братиславе, например, на следующий день не получится. В лучшем случае — через две недели. В августе-сентябре, когда приезжают студенты, свободное время может быть через месяц-полтора или его может вообще не быть. В этом случае нужно периодически мониторить сайт или отослать заявку на email МВД. После записи приходит СМС с ПИН-кодом. Потом, когда приходите в полицию, в автомате нужно ввести ПИН-код, распечатать талончик и ждать приема. Обычно все занимает не более 15 минут.

Год назад в полиции проводили прием и без онлайн-записи, стояла живая очередь. На прием можно было попасть раньше, чем через несколько недель ожидания, но приходилось занимать очередь под дверями заранее. Как минимум с ночи.

После того как я собрал документы и записался на прием, приехал в Братиславу. Открыл счет в банке и на следующий день отнес документы в полицию. Жена брата выступала в роли переводчика, поэтому все прошло легко. Подал документы и сразу же уехал в Украину.

Через полтора месяца я получил письмо из полиции с одобрением вида на жительство. Но как раз начался карантин, все границы закрыли. Ожидалось, что это продлится два месяца максимум, но в итоге затянулось на два года.

Въезд по биометрии был закрыт, впускали в Словакию только людей с видом на жительство или по особым приглашениям. Хотя ВНЖ у меня был одобрен, самой карты не было: чтобы получить карту в полиции, нужно было прийти туда лично. В июле я решил ехать на свой страх и риск через наземную границу в Ужгороде, с фото письма из полиции. К счастью, на границе меня пропустили без проблем.

Еще одним неудобством был обязательный домашний карантин для всех приезжающих, пришлось просидеть дома восемь дней, а затем сдавать тест. Также сидели со мной на карантине хозяева жилья.

Открытие фирмы

С открытием фирмы мне повезло. У моего брата здесь была своя компания, он открыл ее, когда переезжал. Потом он открыл другую, а эту планировал закрывать. Но в итоге первую фирму переоформили на меня. То есть мне не пришлось открывать новую компанию, я стал директором уже в существующей.

В целом открыть фирму в Словакии легко, но закрыть ее стоит денег. Поэтому люди часто отдают их просто так, за переоформление. Но это не относится к компаниям-плательщикам НДС.

Среди видов деятельности в компании брата не было IT-разработки, пришлось ее добавлять. Этим я занялся уже после переезда.

В Словакии есть государственный портал — slovensko.sk, всю коммуникацию с государством можно вести через него. Достаточно иметь карту ВНЖ с ЭЦП (электронной цифровой подписью). Мы попытались переоформить фирму на меня сами, но с первого раза не получилось, проще и быстрее оказалось заплатить €169 компании-посреднику. Проблема возникла из-за попытки провести три регистрационных действия за один раз: добавление IT как нового вида деятельности; назначение директора; перевод доли в бизнесе. Порядок действий оказался важен, но он нигде не был описан. Ситуация осложнилась локдауном, из-за которого многие организации стали доступны только через email.

В целом с момента подачи на ВНЖ до завершения всех формальностей прошел примерно год: я действовал методом проб и ошибок, не обращаясь к посредникам. Также большая часть задержек была из-за локдауна. Думаю, что можно уложиться и в 4–5 месяцев.

Работа и налоги

Директор словацкого s.r.o. — не совсем то же самое, что директор ООО в Украине. В Украине директор работает за зарплату, оформлен по Трудовому кодексу. Здесь таких требований к директору нет. Он может работать бесплатно. Более того, директор s.r.o. с бизнес-ВНЖ и не может этого сделать до получения ПМЖ (разрешения на постоянное место жительства). Он не может быть трудоустроен на зарплату, даже в своей компании.

Заключать контракты с работодателями и работать нужно от имени компании. Неудобство в том, что деньги можно получать только в виде дивидендов. Дивиденды получают в конце года, после уплаты всех налогов. Это может быть проблемой в первый год, так как на что-то нужно жить в это время.

Для s.r.o. с оборотом менее €49 500 евро в год налог на прибыль — 15% (если выше этого порога — 21%). Также есть налог на дивиденды — 7%. В общем, моя налоговая нагрузка получается чуть больше 22%.

Выходит больше 22%, потому что еще я оплачиваю НДС за получение услуг от Upwork, в моем случае — это 1–2%. В Словакии, если получаешь услуги за пределами ЕС, нужно самому платить НДС на них. Upwork — компания в США, которая выступает как посредник между мной и клиентом, берет с меня комиссию — от 5 до 20% за каждый платеж. На эти 5–20% я оплачиваю НДС. Для этого потребовалось зарегистрироваться плательщиком по упрощенной форме, которому не полагается возмещение.

Оформляться полным плательщиком НДС в моем случае нет смысла: я плачу НДС только на комиссию, это небольшие суммы. Регистрация статуса плательщика НДС только добавит сложностей в ведении бухгалтерского учета. Я буду обязан оформиться им, если оборот моей компании превысит €49 500 в год по платежам внутри Словакии.

Сейчас, кроме фриланса на Upwork, я работаю по контракту со словацкой фирмой. Это обычный почасовой контракт на разработку ПО, заключенный с моим ООО. В моем случае словацкая фултайм-работа оказалась намного выгоднее, чем работа через Upwork. Но, возможно, причина этого — заниженный рейт на Upwork и невозможность быстро увеличить его.

Пока моими отчетами занимается бухгалтер, его услуги стоят около €700 в год. Практически всю коммуникацию с государством можно вести в электронном виде: через государственный портал или портал налоговой. Паспорт (для граждан Словакии) и карта ВНЖ содержат чип. Эти документы можно использовать для авторизации и накладывания ЭЦП. При активации карты ВНЖ также выдается кардридер.

Частное предпринимательство

Есть еще вариант переезда как частного предпринимателя, аналогичный украинскому ФОПу. Осенью 2019 года, когда я рассматривал варианты для переезда, он проигрывал по налогам и сборам (при годовом обороте выше €20 000). Но условия изменились, если бы я переезжал сейчас, то, наверное, оформлялся бы как частный предприниматель. Изменения заключаются в том, что частные предприниматели-иностранцы получили возможность работать упрощенно: уже необязательно регистрироваться в торговом реестре и не нужно вести двойной бухгалтерский учет с расходами и доходами. Теперь можно сразу списывать в расходы 60% от оборота, без конкретизации расходов (но не больше €20 000 в год). Платить налоги нужно только на остальную сумму — 40% от оборота.

До этого необходимо было вести подробный отчет доходов и расходов. Для разработчика это было проблематично, потому что расходов практически нет, и налоги нужно было платить со всей суммы, 100% оборота.

ФОП должен платить 15% налога на прибыль, оплачивать медстраховку и взносы в соцстрах. Полтора года назад, по моим подсчетам, при заработке $2 000/мес выходило 30–40% налогов и сборов. Теперь налоговая нагрузка для ФОП без расходов уменьшилась существенно. По моим прикидкам, она составляет около 20%. Также освобождают от социальных взносов в первый год работы, и, кажется, есть необлагаемая сумма — около €6000 в год. Подробнее расчеты можно посмотреть здесь (но на этом сайте не учитывают социальные взносы) или здесь.

Еще один плюс оформления себя как частного предпринимателя — для продления ВНЖ нужно показывать меньшую сумму прибыли в год: если не ошибаюсь, это €4200 после налогов.

Счет в банке

Открыть счет в словацком банке, не получив вид на жительство, трудно. Точнее, требуют не столько ВНЖ, сколько доказать свою связь со Словакией. Здесь возникает проблема курицы и яйца: для подачи документов на ВНЖ требуется выписка со счета, который не откроют, пока у тебя нет ВНЖ. Из тех банков, что я знаю, в таких случаях открывают счета Tatra banka и UniCredit. Но нужно быть готовым предоставить заверенный перевод украинского паспорта (интересует страница с пропиской). Остальные банки стараются не иметь с этим дело, хотя это очень зависит от конкретного отделения и его сотрудников. Если отказали в одном отделении, не обязательно, что откажут и в другом.

Если счет нужен для получения выписки при подаче документов в полицию, то этот счет необязательно должен быть в словацком банке. Подойдет и украинский, но выписка должна быть за последние три месяца.

До того как я смог работать через s.r.o., просто выводил заработанные деньги на свой персональный счет. На тот момент я еще не был налоговым резидентом Словакии, поэтому особо не беспокоился. Теперь деньги вывожу с Upwork на счет фирмы. С этим нет проблем, разве что при открытии предпринимательского счета пришлось долго описывать банку детали своей работы. Также нужно было предоставить Upwork доказательства владения счетом и компанией. Это необходимо, чтобы название компании фигурировало в инвойсах.

ПМЖ и гражданство

Разрешение на ПМЖ можно получить через пять лет проживания в Словакии, для его получения других особых требований нет. Одна из причин отказа в выдаче ПМЖ — ваше отсутствие в стране более 10 месяцев (в сумме за предыдущие 5 лет). Но у людей есть разный опыт относительно этого правила, его не всегда применяют. Еще одна причина отказа — отсутствие в стране больше 183 дней подряд в период действия ВНЖ.

ПМЖ дают на неограниченный срок. Это разрешение мало чем отличается от гражданства. Из тех отличий, что я помню, — нельзя голосовать.

Чтобы получить гражданство в Словакии, необходимо жить в этой стране восемь лет (или больше) и сдать экзамен на знание языка и культуры страны.

Медицинская страховка

У меня коммерческая страховка за €28 на месяц, она покрывает только неотложные случаи. Я обязан иметь страховку, но могу выбирать пакет по своему желанию и стоимости. Государственная страховка станет доступной после получения ПМЖ, и она уже будет покрывать все расходы. Для ФОПа государственная страховка доступна с первого дня, более того, он обязан платить отчисления на нее.

Говорят, с медициной здесь не очень хорошо. Сказывается то, что в Словакии открыты границы с ЕС и рядом богатые страны (например, Австрия), где врач может зарабатывать намного больше. Но собственного опыта обращений к врачу у меня нет, кроме прохождения медосмотров.

Язык

Для ежедневного общения нужен словацкий язык. Некоторые люди понимают английский, иногда — русский, но чаще всего придется говорить на словацком. У этого языка много общего с украинским и много заимствований из других языков, поэтому словацкий очень быстро начинаешь понимать, а через полгода уже и понемногу разговаривать. Но в устной речи то, что языки похожи, становится проблемой, возникает «синдром Азарова»: когда говоришь украинскими или только что придуманными словами, но при этом уверен, что говоришь по-словацки. Еще усложняет общение то, что многие слова звучат как украинские, но имеют совершенно другой смысл.

Жилье

Аренда однокомнатной квартиры в Братиславе обойдется €450—600 в месяц. Обычно эта цена включает в себя коммунальные расходы и интернет. Принято брать залог в размере месячной аренды.

Есть около десятка сайтов, где можно найти жилье (например, nehnutelnosti.sk или bazos.sk). Есть группы в фейсбуке для поиска жилья. Как и в Украине, объявления, в основном, публикуют агенты. Услуги агента стоят примерно столько же, сколько месячная аренда квартиры, иногда меньше. Бывает, что они включены в стоимость. Но можно найти жилье и самому. Важно, чтобы владелец жилья согласился подписать у нотариуса заявление о том, что он разрешает проживание иностранца. Этот документ необходимо будет предоставить в полицию. Он также является частью пакета документов для получения ВНЖ. Для полиции подойдет и нотариально заверенный договор аренды, но он занимает несколько страниц, поэтому обычно оформляют заявление.

О жизни в Словакии

Я живу в Братиславе. Считаю, что на начальном этапе, пока не освоюсь, лучше пожить в большом городе, где больше возможностей. Со временем планирую поездить по стране, поискать, где будет лучше.

В Словакии очень красивая природа. Климат мягче, чем в Украине. Со словаками легко общаться. Еще один плюс — относительно небольшая стоимость проживания, если сравнивать с другими странами ЕС. Продукты в Словакии дороже, чем в Украине где-то на 50%, одежда — даже немного дешевле, чем у нас. В целом стоимость жизни на 50–70% выше. У дешевизны есть обратная сторона: хорошо зарабатывать в Словакии может быть трудно. Проще жить здесь, но работать удаленно.

Из минусов: мне не понравилась реакция местной власти на ковид. Были жесткие ограничения, которые бессистемно и хаотично менялись. И, насколько я знаю, здесь был один из самых строгих локдаунов в Европе: с запретом на выход из дома без уважительной причины, закрытием всего, кроме продуктовых магазинов и аптек, еженедельным тестированием и ношением масок повсеместно, даже на природе. Я даже начал заниматься бегом, чтобы появилось основание выходить из дома. В это время практически не работали госслужбы, врачи принимали пациентов только по телефону. Но, как ни странно, большинство людей это устраивало. Если интересно, о мерах можно почитать здесь или здесь.

Есть еще примеры отрицательных моментов, но для меня они не столь важны.

Пока я планирую оставаться здесь. Возможно, со временем что-то изменится, но на данный момент Словакия — это лучший вариант для меня.

Полезные ссылки

mic.iom.sk — сайт миграционного центра.

slovakiainvest.sk — пример компании-посредника, помогающей при оформлении документов при переезде в Словакию, а также предоставляющей бухгалтерские услуги.

nehnutelnosti.sk — один из сайтов для поиска недвижимости в Словакии. Через него можно найти жилье в аренду или купить.

bazos.sk — сайт частных объявлений.

Есть еще группы в фейсбуке, где можно задать вопрос и иногда даже получить ответ, найти человека. Из самых крупных: «Словакия для всех», «Українці у Словаччинi», «Русскоязычные в Словакии», «Украинцы в Словакии».


Читайте также статью из этой серии: Грузія для фрилансерів та контракторів: про легалізацію, податки та оформлення мінібізнесу

Підписуйтеся на Telegram-канал редакції DOU, щоб не пропустити найважливіші статті.

👍НравитсяПонравилось11
В избранноеВ избранном7
Подписаться на тему «релокация»
LinkedIn



Підписуйтесь: Soundcloud | Google Podcast | YouTube


19 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

За статью спасибо, но зачем переезжать в Словакию — непонятно)

Статья искусственная, в том смысле, что попахивает слепленной рекламой посредников, у которых видимо сильно упали потоки в 2020-21 годах.

ИТ-рынок в Словакии довольно слабый, особенно на фоне Украины и Польши. Это с одной стороны возможности, а с другой — проблемы. Например, местные ИТ-компании слабо двигаются в направлении английского языка и ремоута, и требуют от кандидатов знание словацкого языка и трудоустройства в офисе. Довольно консервативные, думаю это последствия социалистического лагеря.

Есть два основных города: Братислава (что-то вроде Львова только столичного значения) и Кошице (типу украинская Винница), между ними есть легкая народная напряженность и условная конкуренция.

Также есть небольшие ИТ-бизнесы в Трнаве, Жилине, Тренчине, Прешове — это совсем маленькие, но уютные города, которые можно брать в пример украинским аналогичным городам.

По моим ощущениям, хотя могу ошибаться, словаки в своем развитии ориентируются не на Австрию или Польшу, а на Чехию.

Можно также посмотреть на их, вроде как, основной сайт по поиску работы www.profesia.sk

Как страна Словакия — сильно на любителя, нужно самому пробовать. Словаки люди со стереотипами и часто смотрят телевизор. Редко, по моим наблюдениям, имеют какое-то красочное свое мнение.

Есть свои плюсы, например, расположение, относительно невысокая стоимость жизни и мягкость местного населения. Так и существенные минусы, дорогая недвижимость (дороже Польши) и провинциальность.

Чтобы получить гражданство в Словакии, необходимо жить в этой стране восемь лет (или больше) и сдать экзамен на знание языка и культуры страны.

Это не совсем точная информация, через десять лет.
Пункт про 8 — это надо иметь 8 лет ПМЖ

Спасибо за статью, сам рассматриваю переезд в Словакию, собирался вот уже обращаться к каким то посредникам за первичной консультацией, но может Вы знаете ответы на следующие вопросы:

Есть контракт на предоставление услуг разработки с компанией из ЕС (не со Словакии), если переезжать красиво и правильно, то есть с открытием ЧП/ООО в Словакии и переводом всего оборота на эту фирму, оборот пусть будет больше €50к в год.
1. Не возникнет ли проблем, что по сути это фулл тайм работа, а не предпринимательство (По типу как у нас сейчас идут разборки с ФОПами)?
2. Буду ли я плательщиком НДС?
3. Какой всё таки вариант более выгодный окажется ЧП или ООО? (в ООО очень напрягает, что можно снимать прибыль только раз в год Оо)

1. теоретически проблемы могут быть только при работе на одного заказчика в Словакии. Но это очень маловероятно. Я не слышал о таких случаях. Здесь многие так работают, даже рабочие на заводе. В Вашем случае, при работе на зарубежного заказчика проблем быть не должно. Нужно будет только работать удаленно, находясь в Словакии. ВНЖ Словакии не дает права работать в других странах ЕС, но оказывать услуги по b2b контрактам — без проблем.
2. Здесь помочь не смогу. Знаю есть лимит оборота 49500 в год, после которого могут потребовать стать плательщиком. Тут лучше пообщаться с бухгалтером. Например здесь: https://www.slovak.expert/
3. Опять же лучше тут общаться с бухгалтером, что выгоднее. Я бы предпочел ЧП как самый легкий вариант, а через несколько лет можно открыть и ООО.

при таких доходах, якщо ви оформитесь подніком(ФОПом), у вас буде дуже багато вижирати соціалка і страховка (якщо ваш бухгалтер не вміє правильно списувати доходи). Як власнику СРО вам можна просто купувати комерційну страховку, а якщо не сильно переймаєтесь госпіталізаціями або готові гратись в лотереї з цим, то можна взагалі оформити українську туристичну страховку і зробити нотаріальний переклад. Загалом можна розглянути варіант український ФОП + словацький поднік, так вам буде однозначно дешешве існувати там.

ЧП выгодно при обороте до 33000 евро. иначе много улетит на социалку и страховку. с ООО есть вопрос как распоряжаться доходом, по факту -это доход фирмы и вы не можете просто так его тратить. Бухгалтер сможет пояснить тонкости и дать рекомендации

Здесь возникает проблема курицы и яйца: для подачи документов на ВНЖ требуется выписка со счета, который не откроют, пока у тебя нет ВНЖ.

о да, Банки отдельная боль в Словакии, а человек с паспортом вне ЕС — двойная боль)

Регистрация статуса плательщика НДС только добавит сложностей в ведении бухгалтерского учета. Я буду обязан оформиться им, если оборот моей компании превысит €49 500 в год по платежам внутри Словакии.

Вроде 49500 евро не зависимо от того, платежи внутри Словакии или нет. речь о предоставлении услуг внутри ЕС, не только в Словакии

Под выгодой для страны понимается работа со словацкими компаниями, не только с зарубежными. Иначе возникает вопрос: зачем вы здесь нужны?

затем, что приношу деньги в экономику страны)) потому, что трачу их тут)
Ваш довод встречаю впервые, по отзывам тех, кто живет не первый год в Словакии прям так чтобы придирались к ведению бизнеса не со словаками не слышала. возможно у Вас другой опыт.

Продукты в Словакии дороже, чем в Украине где-то на 50%, одежда — даже немного дешевле, чем у нас. В целом стоимость жизни на 50–70% выше

Вы давно были в Украине и цены видели( ?подорожало все((. В Словакии овощи/фрукты тут дороже и картошка отвратительная. молочка дешевле, мясо ± одинаково. алкоголь: пиво дешевле, вино тоже) тяжелая артиллерия будет чуть дороже.
Одежда дешевле в пару раз дешевле)) 50-70% -это в чем? тут в среднем цена на 10-20% выше по основным сферам. разве что сервис в виде косметологии, ремонта техники/авто будет существенно дороже. остальные сферы не намного ушли в цене)

в целом в статье многое довольно подробно описано) с точки зрения переезда в одиночку -) для семейных немного иначе и процесс подачи и траты инные

Да, могу ошибаться. Также в Украине был давно и нынешних цен не знаю.
Насчет обязательной работы внутри страны — это было озвучено не мне. Но там правда была торговая фирма, ведущая всю свою деятельность вне Словакии.

о да, Банки отдельная боль в Словакии, а человек с паспортом вне ЕС — двойная боль)

Буквально где-то за год до ковида читал что словацкие банки (не все) лояльно в плане открытия счетов нерезидентам, тоесть тем кто вообще к Словакии никаким боком. В часности Fio был в этом списке (в отличии от прочих не имеет «абонплаты» за ведение счёта).

о да, Банки отдельная боль в Словакии,

Впервые такое слышу. У них тут такие приколы, что в разных отделениях одного и того же банка могут требовать разный пакет документов.

Открыть счет не есть проблемой. Интернет-банкинг и мобильные приложения англоязычные, что удобно.

Автору респект. І за статтю і за рішення.
А як в Братиславі з різними гуртками-мітапами? Language exchanges, танцюльки, хайкінги і тому подібне? Як айті ком’юніті?

с хайкингом все отлично, куда поехать-посмотреть тоже. Язык не сильно сложный и есть большое укр. или рус. комьюнити. Айти на уровне украинского провинциального города — но тут есть рядом Вена — где ит — комьюнити чуть поинтересней

... я оплачиваю НДС за получение услуг от Upwork, в моем случае — это 1–2%. В Словакии, если получаешь услуги за пределами ЕС, нужно самому платить НДС на них. Upwork — компания в США, которая выступает как посредник между мной и клиентом, берет с меня комиссию — от 5 до 20% за каждый платеж. На эти 5–20% я оплачиваю НДС. Для этого потребовалось зарегистрироваться плательщиком по упрощенной форме, которому не полагается возмещение.

В США НДСа нет вообще, и даже если бы он был, его платить не надо было бы, а оплачиваете вы НДС потому, что у апворка есть отдельное юрлицо в ЕС.
Кстати, из забавных фактов об Upwork — вот та часть 5-20% должна быть тоже включена в инвойс и вычесть её можно только если ваш режим позволяет. Для большинства ФОПов это не так. Но для ООО скорее всего можно. Так что можно сказать что расходы на ТОВ немного компенсируются возможностью вычета из них комиссии апворка. :)

мне не понравилась реакция местной власти на ковид. Были жесткие ограничения, которые бессистемно и хаотично менялись.

Интересно посмотреть на страну, где по-другому :) А ну Швеция разве что.

я кстати тоже на НДС запнулась тк у меня совершенно другая инфа. обычно оплачивает НДС тот, кто заказывает у вас услугу. по факту вы заключили контракт с компанией ООО «Айти енд Айти» на предоставление им услуг по разработке. они у вас заказывают разработку и из их кошелька оплата НДС, если они в ЕС. до порога в 49500 Евро в Словакии. выше там уже вопросы))
Но с Апворком скорей всего иначе и вы у них заказываете, раз оплачиваете)
если не в ЕС заключен контракт , то НДС не платит никто до 49500 , но при этом нужно иметь параграф 7А, чтобы вести деятельность.

опять же, в этом году уже можно по ИП по паушалу списать 60% в расходы без предъявления этих самых расходов для ИП. таким образом ИП выгодно до 33000 евро в год в плане оплаты налогов и социалки. свыше уже надо играться с калькулятором.

Но с Апворком скорей всего иначе и вы у них заказываете, раз оплачиваете

Ну здесь речь какраз об НДС к комиссии. И комиссия апворк, это услуга оказанная вам. Она снимается конечно раньше чем вы получаете деньги, но для простоты можно представить это как вы получили 100 и отдельно заплатили апворку 20(в них включён ндс). Хотя по факту получаете только 80.
А по остальному, везде условия разные, я например сразу могу не указывать НДС в инвойсе внутри ЕС, указав «автоликвидацию» так как b2b, главное чтоб VAT номера валидные были у обоих: ec.europa.eu/taxation_customs/vies .
А вот налоговая база у меня 75% в сравнении с указанными 40% в Словакии, прям обзавидоваться :)

Да, верно. Речь идет об НДС на комиссию Апворк. Пока я работал из Украины, его не было. Когда я сменил страну в профиле на Словакию, они добавили в свои инвойсы евросоюзный НДС, и платили его сами. Когда я стал работать через sro, они исключили НДС из инвойсов и я стал платить его сам. Так потребовал мой бухгалтер. Это пришлось решать через саппорт.

У меня в Польше точно так же. Я сначала возмутился, но теперь смирился :) Не ожидал узнать, что то, что мы называли комиссией апворка, это на самом деле услуга на которую начисляется НДС (в моем случае польский 23%).

Подписаться на комментарии