Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

Интервью с Юрием Артюхом: Smartme — организация мастер-классов

C Юрой @akella Артюхом мы беседовали ещё в самом первом выпуске «Людей в ИТ», полтора года назад. Тогда он упомянул о созданном им проекте Smartme — организации технических мастер-классов для разработчиков. Для наших широт явление не совсем ординарное — обычно подобными мероприятиями занимаются большие компании, разумеется, не без персональной выгоды, как минимум в подготовке специалистов своего направления. Здесь же всё возникло фактически на голом энтузиазме, усилиями двух человек, а программы мастер-классов направлены на достаточно широкую аудиторию. Эта инициатива, на наш взгляд, более чем достойна внимания.


Юра Артюх — основатель и один из активных докладчиков Smartme

— Расскажи об истории создания проекта.

— Мы давно организовывали конференцию UA Web, ещё в 2007-2008 годах. Она получилось довольно пафосной, и мы с Женей Некозом решили организовать что-нибудь менее масштабное, устроить несколько маленьких мастер-классов. И для этого создали компанию Smartme. Первый мастер-класс был мой, потом пригласили ещё нескольких человек, постепенно разрослось.

Уже провели около 30 мастер-классов и 3-4 миниконференции. На этот год достаточно большие планы. Всё прошло весьма успешно — единственное что, было трудно расшевелить рынок, потому что, фактически, никто такого не проводит. Мы с Женей решили заняться другой деятельностью, но этот проект закрывать не хотели, поэтому наняли партнёров, компаньонов, которые в настоящее время помогают нам проводить подобные мероприятия. В данный момент этим занимается уже четыре человека.

— На какую аудиторию были рассчитаны мастер-классы?

— Изначально они были ориентированы на украинских разработчиков, аутсорсинговые компании.

Где-то 70% тех, кто приходит на мастер-классы, приходят от компаний, за их счёт. Тех, кто самостоятельно приходит — достаточно мало.

Конечно это было ориентировано больше на ИТ, но мы проводили мастер-классы и по журналистике, и по маркетингу, но как показала практика — наиболее успешные выходят для разработчиков. Что касается остальных тем — то ли мы недостаточно хорошо знаем рынок, то ли рынок не готов к такого рода мастер-классам, то ли нужны другие люди, в общем мы пока решили остаться с разработчиками.

— Есть уже наведённые мосты с компаниями в плане продажи билетов, организации?

— Мы договариваемся, у нас хорошие отношения с некоторыми компаниями. Делаем анонсы — вот, мол, привозим человека, которого вы хотели. Они нам — отлично, мы приводим столько-то людей.

— То есть фидбек активный, программа мастер-классов формируется потребителями?

— Конечно, мы выслушиваем всех, даже единичное мнение влияет. Разумеется, если будет выгодно привезти того или иного спикера; мы не можем позволить себе заниматься благотворительностью, иначе бы уже давно закрылись. У нас даже на сайте есть форма для связи — кого бы вы хотели увидеть. В пределах разумного конечно, но недавно общались на эту тему и со Скоттом Беркуном (Scott Berkun).

— Проблем с докладчиками нет?

— На самом деле есть. Главная проблема — они могут быть очень крутыми, но очень малоизвестными. Все думают — чего, мол, я пойду на этого, когда не знаю, кто он такой, а человек может быть на самом деле ведущим экспертом в своей области, просто работал в закрытой компании. А известные могут и не согласиться проводить мастер-класс. Поэтому наши докладчики должны в идеале являться как экспертами, так и активными спикерами, и таких, если честно, немного. Всё это выстрадано — «ну кого, ну кого же ещё пригласить, ну помогите же!»



Мастеркласс с Шоном Маршаллом (Sean Marshall), директором направления поискового маркетинга компании PPC Associate

— А ещё какие проблемы были?

— На первых мастер-классах проблемы были наиболее ярко выражены — мы не знали, сколько еды брать, какое правильное помещение выбрать и так далее... Сейчас мы более-менее утрясли эти вопросы, но оценить успешность мастер-класса достаточно сложно. Поэтому мы решили пока отказаться от всех «не-про-айти» мастер-классов, потому что оценить качество мастер-класса по какому-нибудь маркетингу достаточно сложно. Многие могут сказать, что, мол, докладчик для нас не авторитет и не пойти. Поэтому мы концентрируемся больше на технологических мастер-классах, хотя и другие эпизодически проводим.

— На отсутствие хорошей школы менеджмента жалуются многие...

— Да, и не только... По той же вёрстке банально нет толковых курсов. Учиться можно только самому. Есть парочку курсов, но они готовят специалистов, непригодных для дальнейшей работы. Правда вот сейчас Яндекс запустил в Симферополе годичные курсы для верстальщиков — для себя будут выращивают кадры. Некоторые аутсорсеры в Киеве запускают курсы по вёрстке, тоже для себя.

— Организация держится в основном на энтузиазме или всё-таки профит какой-то есть?

— Моральное удовлетворение конечно есть, мы собираем людей, они общаются, происходит много интересного, идёт развитие. Чтобы был какой-то финансовый профит — я не могу сказать, что заработал миллион на Smartme, в основном это, конечно, на энтузиазме всё. Себя оно полностью окупает, мы свои деньги дополнительно не вкладывали, но и не зарабатывали ничего. Вот сейчас мы решили поставить это на коммерческие рельсы, наняли сотрудников, чтобы это было всерьёз.

— С точки зрения мастер-классов можно выделить какие-то тренды, какие технологии больше всего в фаворе?

— Наша статистика говорит, что наибольшим успехом пользуются мастер-классы, связанные с frontend-разработкой либо с высоконагруженными проектами. Непонятно, связано ли это с более удачным пиаром либо ещё с чем-нибудь. Всё, что между — оно тоже в общем-то пользуется спросом, в зависимости от приглашённых звёзд и т. д.

Если мы проведём семинар по непопулярной нынче PHP-разработке, но пригласим создателя PHP — народу придёт много, думаю. Собственно, так мы приглашали на мастер-класс по нагруженным проектам разработчика nginx Игоря Сысоева. Понятно, что он крутой и эта тема интересна — вот и пришло порядка ста человек.

— А ты в чём видишь тенденции развития?

— Судя по тому, как развивается интернет, frontend-разработка расширяется всё больше, она захватывает веб-приложения, она будет популярной и неизменной всё время. Она скорее будет распадаться на отдельные направления — к примеру, вёрстка разделится на, собственно, вёрстку, Javascript, разработку web-приложений, как-то так...

— Тематика мероприятий в основном крутится около веб-приложений, не пробовали другие направления?

— Весь вопрос в докладчиках, обычно именно они определяют тему. А докладчиков определяют наши слушатели, так и живем.

— Какие планы на будущее — масштабы мероприятий будете увеличивать?

— Сейчас у нас три направления стратегического развития: первое, собственно, увеличить периодичность, проводить мастер-классы каждую субботу, или даже чаще. Второе — проводить их в разных городах. Мы уже проводили мероприятия в Харькове и Львове, хотим устраивать «гастроли» с одними и теми же гуру в разных городах. Третий пункт — развитие в других странах, ведутся переговоры о том, как организовать мастер-классы в Минске и Москве. Это все происходит прямо сейчас, посмотрим, что получится. Ну и хотим развивать онлайн-трансляции, сейчас уже есть сервер, всё для этого есть, но пока это в меньшем приоритете. В основном все упирается в скорость интернета на площадках.


© Григорий Кочнев

— А чем ты сейчас занимаешься ещё, если не секрет?

— Отчасти занимаюсь Smartme, дружу с Evil Martians, делаю клевые проекты с Genn.org, и не брезгую каким-нибудь интересным фрилансом.

Сейчас я создаю компанию Coderiver, занимающуюся исключительно вёрсткой. Я буду курировать команду верстальщиков, заниматься оценкой качества и контролем, в основном, ну и постоянным обучением. Потому что я уже не успеваю сверстать все проекты, которые мне присылают на заказ, но не хочется, чтобы это всё пропадало зря, хочется сделать качественно. Заниматься будем только вёрсткой, без дизайна, чтобы не распыляться.

— Какова в таком случае схема работы — будете сотрудничать с дизайнерскими компаниями?

— Ориентировано будет, в основном, на студии и компании-разработчики, из моего фрилансерского опыта могу сказать, что у всех проседает именно часть вёрстки. Очень сложно найти хорошего верстальщика, нужно долго выращивать. Если в компании не так много проектов, или они эпизодически встречаются, то сложно нанять такого человека, чтобы сразу делал всё качественно, нужно набить руку на определённом количестве проектов, потому-то и непросто. Это привело меня к мысли решить эту проблему. Для некоторых студий приходит больше заказов, чем они могут вынести, а так они смогут обратиться в мою «артель». Мне кажется, должно получиться.

— А как на фрилансе живётся, можешь очевидные плюсы и минусы выделить?

— Да все плюсы одновременно являются и минусами. Например — у тебя всё время свободно, но минус — ты не всегда тратишь его на работу в рабочие дни, и не всегда на отдых в выходные.

Второе — ты перестаёшь планировать долгосрочно. Ты привык, что не знаешь, какой проект у тебя будет завтра по работе, и этот подход переносится на жизнь. Перестаёшь планировать даже на месяц вперёд — ведь непонятно, что там будет.

Ну и доходы тоже непредсказуемы. С одной стороны это плохо, с другой — можешь напрячься и заработать в два раз больше, чем обычно.

— Спасибо!

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




6 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Если мы проведём семинар по непопулярной нынче PHP-разработке

Юра, чем она нынче «непопулярна» ?

Не модна, и достаточно обширна в приложении, и как следствие меньше вероятность что компании вложат деньги в повышение квалификации сотрудника в ней :) Я не отрицаю что почти все успешные проекты на самом деле на PHP, но моднее же ходить на RoR и Node.js семинары.

Верстка без дизайна деньги на ветер. ;-)

мне правда очень любопытно что вы имеете ввиду оба :)

фотка: вооот такая рыбу наверстал )

Підписатись на коментарі