Head of DataArt's R&D Center in Odessa в DataArt
  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    Зачем их в таком случае вообще берут?

    В правильной пропорции джуниоры прекрасно переносятся проектом, учатся, выполняют свои джуниорные задачи (которые в каждом проекте есть), и да, увеличивают прибыль.

  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    Каждая контора, конечно, вольна выставить свои «весы» таким недостаткам, и прощать их все, или не прощать ни одного

    Ну так вот вы сами и ответили на вопрос. Мы примерно так и делаем — стараемся к каждому сохранить индивидуальный подход, а не заталкивать ногами в единый на всех шаблон. Вопрос, который я все пытаюсь поднимать к обсуждению — это нужно ли человека заставлять делать что-то, что ему категорически не нравится и не получается? Кстати, примеры, которые вы приводите — они уже больше из области патологий, и решаются совершенно иначе.

    Так что мой интерес к вопросу возник элементарно потому, что Ваша контора уж слишком известна своим м-м-м преувеличенным вниманием к м-м-м только Вам известным навыкам английского :8).

    Тестирование по английскому у нас суровое, но справедливое :) Там целая система разработана, этим занимаются профессиональные преподаватели языка. Дальше все регулирует рынок. Допустим, имеются два кандидата с примерно похожим уровнем квалификации и навыками. При прочих равных — логично взять того, у кого английский лучше. Человек без английского рано или поздно выпадет на бенч, и устроить его в новый проект будет гораздо сложнее. Для компании это — прямой финансовый риск (время между проектами у нас полностью оплачивается). Кандидаты обычно не в восторге от идеи как-то разделить этот финансовый риск с компанией, что, впрочем, логично — с текущей ситуацией на рынке на хорошего специалиста спрос всегда есть... Поэтому зачастую приходится просто отказывать.

  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    наоборот — лучше умалчивать даже о явных рисках. чем сильнее упадет — тем дольше чинить — тем больше денег. можно даже подпилить, чтоб наверняка упало.

    Я очень надеюсь, что это все же был сарказм... Такую недальновидность могут позволить себе разве что местечковые конторки, созданные специально для освоения бюджета отдельно взятого заказчика, и не думающие о завтрашнем дне. Крупные игроки на рынке обычно строят долгосрочные отношения с клиентом, и заботятся о своей репутации.

  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    эх, если бы так и правда работало бы... К сожалению, на практике продавать клиенту джунов под видом миддлов — верный путь угробить проект и навсегда испортить отношения с клиентом. Идти на такой риск обычно никто не хочет, почему, собственно, джунам так тяжело работу найти. Иначе расходились бы как горячие пирожки :)

    Підтримав: anonymous
  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    А вам не кажется, что требование к джуну
    способность самостоятельно выполнять технические задачи
    немножко перебор. Тем более, что вы нигде не пишете «под контролем старших товарищей».

    Честно? Ну вот не кажется. У нас джуниоры работают в реальных проектах, вместе со всеми, их работа также оплачивается клиентом. Заказчики и так зачастую пугаются фразы «джуниор разработчик», и убедить их хотя бы попробовать — не так легко. Поэтому джуниор, который хочет чего-то добиться, должен постоянно превосходить ожидания. А в такой формулировке, как вы говорите... Какую пользу проекту может принести разработчик, неспособный самостоятельно выполнить хотя бы простые технические задачи? Зачем он такой нужен?
    Понятное дело, задачи у джуна совсем не такие, как у миддла и синьора. Конечно же, его никогда не закинут на проект, где вокруг сплошь незнакомые технологии. Разумеется, всегда есть люди, готовые помочь и подстраховать. Но бесконечно рассчитывать на помощь «старших товарищей» — это очень слабая стратегия. Поэтому лучше я немного завышу планку, чтобы люди, ориентируясь на неё, легче справлялись с реальными задачами, чем создам ложное ощущение, будто к джуну особых требований нет.
    Если человек хороший, но немного не дотягивает — у нас есть практикантская программа как раз для этого, где опытный ментор всегда научит и подскажет, но это по нашей классификации — интерн.

  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    А как скажите пожалуйста такой синьор подготовит себе замену, например? хотя бы на время отпуска? если возиться не хочет? Разве это не входит в его служебные обязанности?

    При такой постановке вопроса — конечно, входит. Но одно дело — объяснять команде причины и последствия тех или иных решений, чтобы они понимали, что как и почему, и другое — помогать джуну в первый раз сходить в базу... При большом разрыве в квалификации для эффективного взаимодействия большее значение имеет преподавательский талант, нежели глубина технических знаний. У кого-то это хорошо получается и нравится, кому-то — не очень... Вопрос вообще сложный, ваша аргументация тоже имеет смысл и я с ней спорить не хочу.

    Ну английский-то у вас является поводом, не так ли? Так чем софтскилы хуже?

    Софтскилы не хуже, и тоже принимаются во внимание. Английский важен потому, что на нём ведется основное общение. Даже если удастся найти отдельно взятый проект без жестких требований к языку — он рано или поздно закончится, надо будет искать следующий, и вопрос встанет снова. Особенно это актуально для синьорных позиций, в свете того что я писал про важность коммуникационных навыков. Вот, например, продакт оунер собрал всех на планнинг, и рассказывает про новую фичу. Что делать человеку, который ничего на звонке не понимает?

    Підтримав: Oleg Klimenko
  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    Мне сложно говорить за всех. У нас основная разница в том, что интерн работает на внутренних проектах или в «песочнице», а джун уже выполняет какие-то задачи для реального заказчика. Для интерна ментор составляет какую-то индивидуальную программу с учетом персональных особенностей, джуниор же должен обладать стандартным набором навыков, чтобы не упасть лицом в грязь при попадании в реальный проект

  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    Ну так у нас, вроде как, даже никакого противоречия нет. Я уже выше писал, что

    Знания интерфейсов, фреймворков и методов ничего не стоят, если не позволяют вам решать задачи бизнеса быстрее и лучше.

    Поэтому заваливание кандидатов на собеседованиях каверзными вопросами о тонкостях внутреннего устройства той или иной библиотеки я считаю занятием бессмысленным. Но и сосредотачиваться исключительно на решении сиюминутных проблем «в лоб» тоже нельзя. Все-таки паттерны и подходы к разработке были придуманы не просто так. Если каждая решенная вами задача в перспективе превращается в две проблемы, которые придется решать позже — ваша ценность для бизнеса под большим вопросом (хотя можно теоретически придумать ситуацию, когда и это оправдано). Также это касается бездумной копипасты с какого-нибудь stack overflow. С виду-то оно работает, а потом неожиданно начинаются какие-то побочные эффекты, и без понимания, что там на самом деле внутри происходит, найти проблему может быть довольно трудно.

    Підтримав: anonymous
  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    Хороший интервьюер непременно постарается разобраться, что именно вы имеете в виду, когда даете тот или иной ответ. А если подход к делу такой, как вы описываете (не совпало с «ключом» — минус и «до свидания») — возможно, действительно не стоит работать в такой компании.

    Реготнув трохи. Розробникам драйверів на Сі розкажіть, що вони не вирішують проблеми бізнесу та не сіньори а так собі... Або тим, хто пише ядра ОС.

    Если кто-то оплачивает вашу работу — значит, есть план, как на этом заработать (даже если ПО с виду бесплатное). То есть это бизнес, и вы решаете какую-то его проблему :) Чем лучше вы понимаете, какую именно, тем больше у вас возможностей увеличивать свою ценность. Разработка драйверов является неотъемлемой частью вывода устройства на рынок, поэтому каким образом вы пришли к выводу, что она не влияет на бизнес — непонятно...

  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    Про синьора и так написано подробнее, чем про кого-либо. И да, можно было написать еще в три раза больше. Вопрос глубокий, в Одессе даже IT Talk был на эту тему:
    www.youtube.com/watch?v=6xka3Xveqq0
    Что до обучения джунов — с моей персональной точки зрения, это, скорее, социально ожидаемое поведение от синьора, нежели прямо обязательное требование. Как не уступить место в общественном транспорте — все будут коситься, просить, упрекать, обязательно при случае припомнят, но формально состава правонарушения нет. Хороший синьор, разумеется, распространяет вокруг себя полученный опыт (и я про это писал), но если человек удовлетворяет всем остальным критериям, но по какой-то причине категорически не хочет возиться с джунами — является ли это поводом «срывать погоны»?..

    Підтримав: Marina Peregud
  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    Я приведу пример. Допустим, у заказчика на фронтэнде испольуется какой-нибудь очень хитрый фреймворк, вокруг которого все построено. Человек с ним досконально разобрался, и замечательно решает все возникающие вопросы. Будет ли он там синьором? Скорее всего — да. А потом проект закончится, человек уйдет искать работу, и его будут оценивать на джуна, потому что он никогда не работал с реактом или ангуляром, а про тот хитрый фреймворк интервьюеры даже не слышали. Значит ли это на самом деле, что человек — джун? Ответ не так очевиден... С моей точки зрения, это, скорее, вопрос стратегии профессионального развития. Есть какая-то общая база знаний, которая везде используется. Таким знаниям легко найти применение, но очень много заработать на них сложно — собственно потому, что это умеет практически каждый. А есть узкие специальные навыки, которые сильно ценятся на конкретном проекте, но потом им может быть сложно найти применение где-то еще. Нахождение баланса между первым и вторым — задача, к решению которой нужно подходить ответственно и осознанно.
    Что до погружение в бизнес-проблемы клиента, то я считаю это совершенно необходимым навыком. Разработчики, которые пишут код ради кода, не видят «большой картинки» и ценят в работе превыше всего изящность программных решений, превращаются со временем в «архитектурных астронавтов» (как их называл Джоэль Спольски). Знания интерфейсов, фреймворков и методов ничего не стоят, если не позволяют вам решать задачи бизнеса быстрее и лучше. Если человек не понимает, чем отличается интерфейс от абстрактного класса — значит его решения, скорее всего, будут слабыми и ненадежными, а, значит, он не решает проблемы бизнеса, а множит их — это никак не синьор.

    Підтримав: Mykola Tetiuk
  • Junior, Middle, Senior, Lead — в чем разница и куда дальше?

    Ну так никто ведь не говорит, что это невозможно. В конце концов, в IT компаниях эту работу тоже делают люди, а, значит, нет причин, почему с этим не справился бы при желании толковый айтишник. Последний абзац адресовал, в основном, бытующее в некоторых кругах мнение о сверх прибылях IT компаний, которые ничего не делают, кроме нещадной эксплуатации бедных «гребцов». Потому что во-первых, большинство компаний, наоборот, стараются максимально улучшить условия труда, а во-вторых — риски ведь действительно есть. Есть заказчики, которые пытаются найти формальный повод докопаться до чего-нибудь, чтобы не заплатить. Бывают периоды затишья, когда проектов нет, и вообще непонятно, чем занимать людей. Случаются ошибки в этстимейтах и провалы по срокам, когда приходится инвестировать дополнительные усилия, чтобы избежать попадания на деньги. А еще приходится откуда-то новых клиентов доставать... Если вы никогда с таким не сталкивались — ну, повезло. А если сталкивались, осознаете, и понимаете, что делать — то и в IT-компании есть хорошие шансы очень тепло устроиться далеко не рядовым программистом )

  • Что разработчики не знают о своих зарплатах? Часть 1: Расходы сервисной IT компании

    Раз за разом читая байки про сверхприбыли сервисных компаний, наживающих несметные богатства за счет нещадной эксплуатации в рабских условиях несчастных программистов, я не могу не вспоминать старую цитату с башорга, которую тут хочу процитировать полностью (#403336):

    ххх:
    Вы мне напоминаете моего домашнего кота. Он страшно переживает, что не умеет открывать банки с кошачьим кормом. День, когда он научится это делать, и станет независим от хозяина (а он так считает) — будет самым счастливым днём в его жизни. Вот только о том, откуда в квартире берутся банки с кормом, он не задумывается.

  • Відгуки про Стратоплан

    І що всі так причепились до 700$
    Потому что как только появляются деньги — сразу же создаются ожидания, особенно если они подогреваются обещаниями. Неправильные ожидания ведут к разочарованиям. Если вопрос не в контексте стоимости курсов, а про обучение в целом — тогда ответ проще: практически любые курсы так или иначе полезны, и стоит вписываться во все сколько-нибудь релевантные, покуда хватает времени и сил. Постоянное совершенствование своих навыков — это очень полезная привычка.
    Мова йде не про такі вже й великі гроші щоб за них так сильно пектися.
    А вот это — палка о двух концах. Когда я заходил с такой мотивацией на обучение — зачастую получалась полная фигня — начинал постепенно забивать, усыпляя совесть тем, что, мол, не слишком много потерял. А когда сумма существенная — наоборот, старался получить максимум выхлопа, чтобы полностью оправдать вложения. Так по-умолчанию настроено в человеке субъективное восприятие ценности :)
  • Відгуки про Стратоплан

    Я Стратоплан знаю по сути с момента основания, проходил у них 3 или 4 разных курса (раньше система обучения была немного другая), плюс массу вебинаров и всего остального. Забросил со временем, потому что они ушли в повторения и стали делать ставку на маркетинг, но когда впервые проходил, было довольно интересно. Это не какая-то шарашкина контора если вы переживаете на этот счет — они действительно рассказывают разумные вещи, и дают довольно много материалов. Никаких секретных техник или ноу-хау, разумеется, ждать не стоит, но упорядочить бардак в голове оно однозначно помогает. Оглядываясь назад, я не жалею о потраченном времени и деньгах, но получится ли у вас вынести пользы с курсов на 700$ — зависит от вас.

  • Відгуки про Стратоплан

    Тут нужно трезво смотреть на вещи — за качественные изменения в жизни отвечает внутренняя мотивация к этим изменениям. Если изменения назрели — ты чувствуешь, что что-то не получается, чего-то не хватает, когда появляются вопросы, на которые надо получить ответ — тогда занятия пойдут на пользу, и Стратоплан в этом ключе будет полезен (впрочем, как и любые другие курсы). Если в глубине души тебя все устраивает, но хочется поверить в сказку, что отданные кому-то 700$ и правда увеличат твою зп в полтора раза — то нет, чуда не произойдет. Это как занятия спортом — прогресс дают не зал или тренер, а желание заниматься. Тренер и зал просто делают этот процесс более эффективным

  • Влияние слухов, репутации и личного отношения при найме кандидата

    Запрашивать референсы с прошлого места работы — совершенно нормальная практика в цивилизованных странах, я рад, что постепенно она приходит и к нам. У бывших коллег было несколько лет (или, хотя бы, месяцев) чтобы составить гораздо более полное мнение о кандидате, чем это можете сделать вы за час-полтора-два интервью. Совокупность отзывов формирует деловую репутацию человека, которая зачастую говорит больше, чем резюме или портфолио. Как раз плохо, что у нас эта практика недостаточно развита — соответственно, многие кандидаты не осознают ценности такой вещи, как репутация, а некоторым даже кажется, что имеют значение исключительно их тех. скилы, и поэтому можно вести себя как полное г@вно. Что хуже — из-за дефицита классных специалистов, иногда компании вынуждены закрывать глаза и брать любого, кто способен выполнить работу или пройти интервью с заказчиком, невольно подкрепляя подобные убеждения... В действительности же мир тесен, а мир IT — тем более. Если вдруг ситуация с кадровым дефицитом возьмет курс на исправление, многие специалисты могут оказаться неприятно удивлены тем, как трудно найти хорошую работу...

    Что до кумовства — тут со временем начинают работать законы статистики. Если вы классный специалист, то у вас хорошие отзывы, и ТЛ, желающий вам нагадить, по сути сам себе стреляет в ногу. Если же сумма отзывов негативная — что ж, это повод задуматься... маловероятно, что вам за всю карьеру попадались лишь исключительно неадекватные тимлиды, скорее всего объяснение статистической аномалии более прозаично :)

  • Теория менеджмента на практике

    Ну конечно! План представлял собой структурные и процессные изменения, в частности — дополнительные этапы анализа, согласования, планирования, ревью, и тп. С точки зрения производителя, такие активности просто контрпродуктивны — ведь ресурсы мы на них тратим прямо сейчас, а позитивный результат от них наступит когда-нибудь в будущем... Для Одинокого Рейнджера «потом» — почти синоним слова «никогда». Гораздо логичнее ведь напрячь команду запилить поверх старых костылей новые, и отгрузить новую фичу очередному клиенту — тут и прибыль сразу, и метрики понятные, и видно, что продукт развивается.

    Підтримав: Alexander Mazuruk
  • Теория менеджмента на практике

    По первому пункту — мне хотелось взять какую-нибудь теорию, и показать на примерах, как её можно применять в жизни. Я иногда вижу, что люди читают много хорошей, полезной и правильной литературы, но это как будто пролетает сквозь них, и на деле ничего не меняется... Статья именно про это, на месте Адизеса могла быть любая другая методология. У меня не было цели задвигать какую-то всеобъемлющую менеджерскую теорию — прошу прощения, если из-за названия статьи у вас возникли подобные ожидания.
    По второму пункту — мне нравится Адизес как раз потому, что в основе своей это просто полезный фреймворк для мышления, а какие решения применять в той или иной ситуации — личное дело каждого менеджера. И да, Адизес тоже не является серебряной пулей :)

  • Теория менеджмента на практике

    Я взял Адизеса потому, что его методология довольно простая, понятная, и может быть полезна не только менеджерам, но и более широкой аудитории. Показалось, что лучше начать с основ :) А как вы считаете, про кого еще стоило бы написать?