• Налоговая реформа: что нового?

    КРУЧУ, ВЕРЧУ, НАЛОГОВ ХОЧУ. СКОЛЬКО НАЛОГОВ ВСЕ-ТАКИ ЗАПЛАТИТ IT В 2016?

    Happy New Year. В ожидании налоговой реформы
    Хотя время новогодних празднеств уже подошло к концу, но все мы помним, с какими надеждами и неподдельными переживаниями украинская индустрия ІТ-аутсорсинга ожидала старта каникулов Верховной рады Украины. На повестке дня парламента стоял вопрос налоговой реформы, итоги решения которого могли:
    а) сохранить status quo и дать возможность аутсорсерам и дальше работать в стране;
    либо
    б) создать условия, при которых индустрия ушла бы в тень или ее ожидала бы релокация в государства с более благоприятным бизнес-климатом.
    При этом краеугольным камнем реформы для индустрии был и остается специальный режим единого налога. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство украинских ІТ-компаний построены на подрядной модели, когда для выполнения работы для заказчика разработчики привлекаются не как сотрудники по трудовому договору, а как физические-лица по гражданско-правовому договору. Эта модель позволяла ІТ-компаниям предлагать на мировом рынке конкурентоспособную цену за услуги в сфере ІТ-аутсорсинга, платить достойные зарплаты инженерам и административному персоналу, а также достаточно значительные в абсолютных показателях налоги в бюджет.
    24 декабря 2015 года все “выдохнули”. Верховная рада Украины приняла Закон Украины № 909-VIII, который де факто сохранил правила игры для национальной индустрии ІТ аутсорсинга. Ключевое изменение, которое привнес этот закон для индустрии стало увеличение ставки единого налога на 3-й группе с 4% до 5% и сокращение размера годового дохода для пребывания на едином налоге с 20 млн грн до 5 млн грн.
    Следует отметить, что во многом такой исход налоговой “реформы” был обусловлен усилиями самих участников индустрии, которые в этом году как никогда проявили единство и активность в лоббировании своих интересов на уровне парламента, правительства и профильных министерств, а также объединений, которые работают в индустрии (ІТ комитет ЕБА, ИТ Украины, региональные кластеры информационных технологий — Харьков, Одесса, Львов, Луцк, и др.).

    “Письма счастья” от налоговой или немного о реалиях
    Не успел начаться новый рабочий год, как Государственная фискальная служба Украины (ГФСУ) с запозданием сделала подарок для индустрии в виде Письма № 1527/7/99-99-17-02-02-17 от 18.01.2016. Не вдаваясь во все хитросплетения налогового “словоблудия” следует остановиться на главном. Украинская налоговая в своем письме дала четкое разъяснение, что ФЛП на 3-ей группе, доход которых в 2015 году превысил 5 млн грн не могут в 2016 году находится на едином налоге. Вот так украинские чиновники умеют перечеркивать своими письмами законы и годичные усилия миллиардной индустрии.
    Это означало бы, что в 2016 году ФЛП, среди которых, в основном, сеньоры и топ-менеджмент компаний, должны были отдавать в “казну” не 4% (как это было в 2015 году) и даже не 5% (как это собственно предусмотрено Налоговым кодексом Украины на 2016 год), а 18% от полученного дохода. Разница более чем ощутима. Конечно, компании смогли бы найти выход из сложившейся ситуации (например, используя ФЛП, доход которых в 2015 году не превысил указанный порог для проводки денег), и не такую уж значительную часть индустрии это затронет (если брать по курсу 25 грн за 1 доллар США, то месячная зарплата “потерпевшего” должна составлять больше 200 тыс долларов США за год), но в очередной раз удивляет сам принцип и подход фискалов. Тем более, что формально ФЛП 3-ей группы смогут определить свой доход за 2015 год только после 09 февраля 2016 года, после подачи отчета за 4 квартал. Но, тем не менее ГФСУ предлагает ФЛП 3-ей группы переходить на общую систему налогообложения (18% подоходный налог) уже с 1 января 2016 года.
    Но шумихи это письмо ГФСУ от 18января 2016 наделало достаточно!

    И все-таки New Year Happy
    Не смотря на всю драму такой ситуации, ФЛП на 3-ей группе снова проявили высокую активность в защите своих интересов и ГФСУ внесла коррективы в письмо от 18 января 2016 года вспомнив о главном:
    - согласно Налоговому кодексу показатели дохода ФЛП для определения возможности нахождения на едином налоге определяются показателями текущего, а не предыдущего, года. Соответственно, можно или нельзя быть плательщиком единого налога в 2016 году определяется доходом, полученным в 2016 году;
    - если ФЛП на 3-ей группе в 2015 году получил доход больше 5 млн грн, это не может быть основанием лишения его статуса плательщика единого налога, поскольку в 2015 году лимит, дающий право находится на 3-ей группе единого налога, составлял 20 млн грн;
    - Закон Украины № 909-VIII не содержит ни единой нормы, которая позволяла бы применять лимит 2016 года в 5 млн к доходам ФЛП, полученным в 2015 году;
    - никто не отменял Конституцию Украины (ст.58), которая говорит о том, что законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратной силы во времени, кроме случаев, когда они отменяют или смягчают ответственность.
    ГФСУ в письме от 20 января 2016 № 1867/99-99-17-02-02-17 отменила сказанное ранее и вынесла свой вердикт: субъекты хозяйствования — физические лица плательщики единого налога, которые в 2015 году получили доход свыше 5 млн грн, но не превысили допустимый лимит в 20 млн грн, не теряют право применять упрощенную систему налогообложения в 2016 году.
    Браво! Лучше позже, чем никогда! Но звоночек был тревожный...

    Елена Калинина,
    юрист ILF

    Підтримав: Ilia Levandovskyi
  • С чего начать, чтобы не потерять? — формы ведения IТ бизнеса

    Спасибо! Мы готовим серию постов и обязательно включим эти темы :)

    Підтримав: anonymous