КРУЧУ, ВЕРЧУ, НАЛОГОВ ХОЧУ. СКОЛЬКО НАЛОГОВ ВСЕ-ТАКИ ЗАПЛАТИТ IT В 2016?
Happy New Year. В ожидании налоговой реформы Хотя время новогодних празднеств уже подошло к концу, но все мы помним, с какими надеждами и неподдельными переживаниями украинская индустрия ІТ-аутсорсинга ожидала старта каникулов Верховной рады Украины. На повестке дня парламента стоял вопрос налоговой реформы, итоги решения которого могли: а) сохранить status quo и дать возможность аутсорсерам и дальше работать в стране; либо б) создать условия, при которых индустрия ушла бы в тень или ее ожидала бы релокация в государства с более благоприятным бизнес-климатом. При этом краеугольным камнем реформы для индустрии был и остается специальный режим единого налога. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство украинских ІТ-компаний построены на подрядной модели, когда для выполнения работы для заказчика разработчики привлекаются не как сотрудники по трудовому договору, а как физические-лица по гражданско-правовому договору. Эта модель позволяла ІТ-компаниям предлагать на мировом рынке конкурентоспособную цену за услуги в сфере ІТ-аутсорсинга, платить достойные зарплаты инженерам и административному персоналу, а также достаточно значительные в абсолютных показателях налоги в бюджет. 24 декабря 2015 года все “выдохнули”. Верховная рада Украины приняла Закон Украины № 909-VIII, который де факто сохранил правила игры для национальной индустрии ІТ аутсорсинга. Ключевое изменение, которое привнес этот закон для индустрии стало увеличение ставки единого налога на 3-й группе с 4% до 5% и сокращение размера годового дохода для пребывания на едином налоге с 20 млн грн до 5 млн грн. Следует отметить, что во многом такой исход налоговой “реформы” был обусловлен усилиями самих участников индустрии, которые в этом году как никогда проявили единство и активность в лоббировании своих интересов на уровне парламента, правительства и профильных министерств, а также объединений, которые работают в индустрии (ІТ комитет ЕБА, ИТ Украины, региональные кластеры информационных технологий — Харьков, Одесса, Львов, Луцк, и др.).
“Письма счастья” от налоговой или немного о реалиях Не успел начаться новый рабочий год, как Государственная фискальная служба Украины (ГФСУ) с запозданием сделала подарок для индустрии в виде Письма № 1527/7/99-99-17-02-02-17 от 18.01.2016. Не вдаваясь во все хитросплетения налогового “словоблудия” следует остановиться на главном. Украинская налоговая в своем письме дала четкое разъяснение, что ФЛП на 3-ей группе, доход которых в 2015 году превысил 5 млн грн не могут в 2016 году находится на едином налоге. Вот так украинские чиновники умеют перечеркивать своими письмами законы и годичные усилия миллиардной индустрии. Это означало бы, что в 2016 году ФЛП, среди которых, в основном, сеньоры и топ-менеджмент компаний, должны были отдавать в “казну” не 4% (как это было в 2015 году) и даже не 5% (как это собственно предусмотрено Налоговым кодексом Украины на 2016 год), а 18% от полученного дохода. Разница более чем ощутима. Конечно, компании смогли бы найти выход из сложившейся ситуации (например, используя ФЛП, доход которых в 2015 году не превысил указанный порог для проводки денег), и не такую уж значительную часть индустрии это затронет (если брать по курсу 25 грн за 1 доллар США, то месячная зарплата “потерпевшего” должна составлять больше 200 тыс долларов США за год), но в очередной раз удивляет сам принцип и подход фискалов. Тем более, что формально ФЛП 3-ей группы смогут определить свой доход за 2015 год только после 09 февраля 2016 года, после подачи отчета за 4 квартал. Но, тем не менее ГФСУ предлагает ФЛП 3-ей группы переходить на общую систему налогообложения (18% подоходный налог) уже с 1 января 2016 года. Но шумихи это письмо ГФСУ от 18января 2016 наделало достаточно!
И все-таки New Year Happy Не смотря на всю драму такой ситуации, ФЛП на 3-ей группе снова проявили высокую активность в защите своих интересов и ГФСУ внесла коррективы в письмо от 18 января 2016 года вспомнив о главном: - согласно Налоговому кодексу показатели дохода ФЛП для определения возможности нахождения на едином налоге определяются показателями текущего, а не предыдущего, года. Соответственно, можно или нельзя быть плательщиком единого налога в 2016 году определяется доходом, полученным в 2016 году; - если ФЛП на 3-ей группе в 2015 году получил доход больше 5 млн грн, это не может быть основанием лишения его статуса плательщика единого налога, поскольку в 2015 году лимит, дающий право находится на 3-ей группе единого налога, составлял 20 млн грн; - Закон Украины № 909-VIII не содержит ни единой нормы, которая позволяла бы применять лимит 2016 года в 5 млн к доходам ФЛП, полученным в 2015 году; - никто не отменял Конституцию Украины (ст.58), которая говорит о том, что законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратной силы во времени, кроме случаев, когда они отменяют или смягчают ответственность. ГФСУ в письме от 20 января 2016 № 1867/99-99-17-02-02-17 отменила сказанное ранее и вынесла свой вердикт: субъекты хозяйствования — физические лица плательщики единого налога, которые в 2015 году получили доход свыше 5 млн грн, но не превысили допустимый лимит в 20 млн грн, не теряют право применять упрощенную систему налогообложения в 2016 году. Браво! Лучше позже, чем никогда! Но звоночек был тревожный...
КРУЧУ, ВЕРЧУ, НАЛОГОВ ХОЧУ. СКОЛЬКО НАЛОГОВ ВСЕ-ТАКИ ЗАПЛАТИТ IT В 2016?
Happy New Year. В ожидании налоговой реформы3-й группе с 4% до 5% и сокращение размера годового дохода для пребывания на едином налоге с 20 млн грн до 5 млн грн.
Хотя время новогодних празднеств уже подошло к концу, но все мы помним, с какими надеждами и неподдельными переживаниями украинская индустрия ІТ-аутсорсинга ожидала старта каникулов Верховной рады Украины. На повестке дня парламента стоял вопрос налоговой реформы, итоги решения которого могли:
а) сохранить status quo и дать возможность аутсорсерам и дальше работать в стране;
либо
б) создать условия, при которых индустрия ушла бы в тень или ее ожидала бы релокация в государства с более благоприятным бизнес-климатом.
При этом краеугольным камнем реформы для индустрии был и остается специальный режим единого налога. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство украинских ІТ-компаний построены на подрядной модели, когда для выполнения работы для заказчика разработчики привлекаются не как сотрудники по трудовому договору, а как физические-лица по гражданско-правовому договору. Эта модель позволяла ІТ-компаниям предлагать на мировом рынке конкурентоспособную цену за услуги в сфере ІТ-аутсорсинга, платить достойные зарплаты инженерам и административному персоналу, а также достаточно значительные в абсолютных показателях налоги в бюджет.
24 декабря 2015 года все “выдохнули”. Верховная рада Украины приняла Закон Украины № 909-VIII, который де факто сохранил правила игры для национальной индустрии ІТ аутсорсинга. Ключевое изменение, которое привнес этот закон для индустрии стало увеличение ставки единого налога на
Следует отметить, что во многом такой исход налоговой “реформы” был обусловлен усилиями самих участников индустрии, которые в этом году как никогда проявили единство и активность в лоббировании своих интересов на уровне парламента, правительства и профильных министерств, а также объединений, которые работают в индустрии (ІТ комитет ЕБА, ИТ Украины, региональные кластеры информационных технологий — Харьков, Одесса, Львов, Луцк, и др.).
“Письма счастья” от налоговой или немного о реалиях3-ей группе, доход которых в 2015 году превысил 5 млн грн не могут в 2016 году находится на едином налоге. Вот так украинские чиновники умеют перечеркивать своими письмами законы и годичные усилия миллиардной индустрии. 3-ей группы смогут определить свой доход за 2015 год только после 09 февраля 2016 года, после подачи отчета за 4 квартал. Но, тем не менее ГФСУ предлагает ФЛП 3-ей группы переходить на общую систему налогообложения (18% подоходный налог) уже с 1 января 2016 года.
Не успел начаться новый рабочий год, как Государственная фискальная служба Украины (ГФСУ) с запозданием сделала подарок для индустрии в виде Письма № 1527/7/99-99-17-02-02-17 от 18.01.2016. Не вдаваясь во все хитросплетения налогового “словоблудия” следует остановиться на главном. Украинская налоговая в своем письме дала четкое разъяснение, что ФЛП на
Это означало бы, что в 2016 году ФЛП, среди которых, в основном, сеньоры и топ-менеджмент компаний, должны были отдавать в “казну” не 4% (как это было в 2015 году) и даже не 5% (как это собственно предусмотрено Налоговым кодексом Украины на 2016 год), а 18% от полученного дохода. Разница более чем ощутима. Конечно, компании смогли бы найти выход из сложившейся ситуации (например, используя ФЛП, доход которых в 2015 году не превысил указанный порог для проводки денег), и не такую уж значительную часть индустрии это затронет (если брать по курсу 25 грн за 1 доллар США, то месячная зарплата “потерпевшего” должна составлять больше 200 тыс долларов США за год), но в очередной раз удивляет сам принцип и подход фискалов. Тем более, что формально ФЛП
Но шумихи это письмо ГФСУ от 18января 2016 наделало достаточно!
И все-таки New Year Happy3-ей группе снова проявили высокую активность в защите своих интересов и ГФСУ внесла коррективы в письмо от 18 января 2016 года вспомнив о главном:3-ей группе в 2015 году получил доход больше 5 млн грн, это не может быть основанием лишения его статуса плательщика единого налога, поскольку в 2015 году лимит, дающий право находится на 3-ей группе единого налога, составлял 20 млн грн;
Не смотря на всю драму такой ситуации, ФЛП на
- согласно Налоговому кодексу показатели дохода ФЛП для определения возможности нахождения на едином налоге определяются показателями текущего, а не предыдущего, года. Соответственно, можно или нельзя быть плательщиком единого налога в 2016 году определяется доходом, полученным в 2016 году;
- если ФЛП на
- Закон Украины № 909-VIII не содержит ни единой нормы, которая позволяла бы применять лимит 2016 года в 5 млн к доходам ФЛП, полученным в 2015 году;
- никто не отменял Конституцию Украины (ст.58), которая говорит о том, что законы и иные нормативно-правовые акты не имеют обратной силы во времени, кроме случаев, когда они отменяют или смягчают ответственность.
ГФСУ в письме от 20 января 2016 № 1867/99-99-17-02-02-17 отменила сказанное ранее и вынесла свой вердикт: субъекты хозяйствования — физические лица плательщики единого налога, которые в 2015 году получили доход свыше 5 млн грн, но не превысили допустимый лимит в 20 млн грн, не теряют право применять упрощенную систему налогообложения в 2016 году.
Браво! Лучше позже, чем никогда! Но звоночек был тревожный...
Елена Калинина,
юрист ILF